Дореволюционный опыт социального управления
Отечественный опыт социального управления - это история становления системы управления социальным развитием в России.
Начало управления социальным развитием в России было положено сельскохозяйственными общинами духоборов. Именно здесь впервые были созданы так называемые «черные кассы», служившие инструментом коллективной взаимопомощи. В начале XIX века в них была аккумулирована колоссальная на тот момент сумма - около 2 млн руб. Духоборы создавали в своих селениях сиротские дома, совмещающие множество функций:
- кассы,
- склада общинного сельскохозяйственного инвентаря,
- богадельни для одиноких немощных и сирот.
Также в поселениях имелись собственные больницы, школы и полиция. Руководство осуществлялось советом старейшин, возглавляемым вероучителем. Правила поведения были обязательными и детально регламентированными. На орган самоуправления общиной был возложен и суд: лень, пьянство, воровство жестоко карали. Человек должен был трудиться от зари до зари. Провозглашался принцип: «От каждого по способностям, всем поровну». В сельском хозяйстве использовали передовые на тот момент агротехнологии; духоборы имели общинные предприятия, разводили племенной скот.
Основным костяком руководства первых индустриальных предприятий стали старообрядцы. Они были хозяевами, руководителями, десятниками, мастерами, табельщиками и рабочими. Старообрядческие порядки, устанавливаемые на этих предприятиях, не устраивали православных ортодоксальных рабочих. Например, предусматривались:
- штрафы за ночные дебоши в общежитиях,
- штрафы за выпуск некачественной продукции,
- наказания за неряшливость и пьянство.
Всё это могло вызывать неприятие, становиться причиной забастовок.
Цеховые советы на старообрядческих предприятиях давали рекомендации, которые хозяева часто учитывали. Если не удавалось разрешить конфликт, дело представлялось на суд Совета общины. Предприниматель мог лишиться поддержки всего местного сообщества, что становилось причиной больших неприятностей в деловой жизни.
Староверы стремились улучшить положение рабочих, создать нормальные условия труда и быта. Например, они устанавливали девятичасовой рабочий день, выплачивали наградные за безупречную работу и продолжительный стаж, старались изыскивать другие варианты сглаживания огромной разницы в доходах управляющих и простых рабочих. Именно в староверческой предпринимательской среде получили развитие акционерные формы собственности. В то время, как западноевропейские социал-демократы только начинали обсуждение возможности вовлечения рабочих в участие в полученной предпринимателями прибыли, некоторые фабриканты-старообрядцы уже внедряли такую практику. Рано или поздно даже самые консервативные собственники из числа старообрядцев проводили трансформацию своих предприятий в товарищества. В такие товарищества входили образованные и способные наёмные сотрудники. В общинах старообрядцев ещё в XVII веке начали создавать первые детские сады и ясли, где детей кормили, одевали и обували, обучали грамоте. Прообраз института заводского наставничества был заложен старообрядческими наставниками цеховых молелен, где пожилые рабочие обучали молодых правилам жизни и труда.
Советский опыт управления социальным развитием
Начало становления научной организации труда в России происходило в 1920-е годы. Российские специалисты, отметив ограниченность фордизма и тейлоризма, убедительно доказали, что на эффективность развития производства влияет не только улучшение процессов использования орудий и предметов труда, но и такие факторы, как опыт, навыки, сноровка и подготовка работников, культура людей, сознательность их отношения к делу и удовлетворённость трудом, формирование в трудовом коллективе благоприятной социально-психологической атмосферы. Иными словами, они пришли к выводу, что практика хозяйствования должна рассматривать человека как активный фактор, а не пассивный элемент производственного процесса.
Под научной организацией труда предлагалось понимать организацию, базирующуюся на внимательном изучении производственного процесса и всех сопровождающих его условий и факторов.
С первых лет установления Советской власти в качестве одного из ключевых направлений государственной деятельности рассматривалось удовлетворение базовых потребностей населения в жилье, топливе, питании и одежде. В первые пятилетки, ознаменованные программой индустриализации, в центральных промышленных районах производилась реконструкция и расширение социальной инфраструктуры; в новых осваиваемых районах она только формировалась. Среди функций воспроизводства рабочей силы, которые осуществлялись на уровне отдельных организаций, появились функции обеспечения условий для общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Примером массового опыта управления социальным развитием может считаться введение рабочего контроля над производством и распределением продуктов. Этот контроль был введён после прихода большевиков в 1917 году. Смысл рабочего контроля состоял в следующем: «В интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и пр. предприятиях, имеющих наемных рабочих или же дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над финансовой стороной предприятия».
Коммунистическая этика предполагала, что человек получает награду от самого процесса труда. Труд рассматривался как следствие привычки. Соответственно, для достижения счастья человек должен был принимать участие в трудовом процессе. Такой идеал вряд ли достижим, поскольку человек испытывает радость не только от процесса, но и от результата своего труда. Если же поддерживать привычку с помощью насильственного принуждения, а не нравственных инструментов, то стремление к счастью в труде превращается в единственно возможное стремление. Коммунистическая инструментальная этика может существовать только совместно с функциями принуждения. Порождением новой этики стали соответствующие формы труда:
- трудовые коллективы ударного труда,
- коммунистические субботники.
Позднее большевики поняли, что рост производительности труда, подъём экономики, улучшение жизни должны опираться не только на энтузиазм работников. Энтузиазм должен подкреплять личный интерес и заинтересованность каждого человека. Исходя из этого было принято решение повысить денежные выплаты, увеличить продовольственные пайки, начать выдачу дефицитных предметов хозяйственного обихода, обуви и одежды. Начинается административное и психологическое стимулирование, в том числе, публичное чествование передовиков, присвоение им знаков отличия и почётных званий.
В середине XX века социальная деятельность организаций в России базировалась на том, что блага распределялись по труду в зависимости от результатов работы и степени нуждаемости. Общественные фонды потребления покрывали расходы на здравоохранение, образование, выплату стипендий, пособий и пенсий. Фонды пополнялись из государственного бюджета, в который предприятия переводили всю полученную прибыль.