Сущность коммерческого шпионажа
Коммерческий шпионаж – это незаконный сбор или похищение сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну, для их незаконного использования или разглашения.
В русском языке наряду с термином «коммерческих шпионаж» используют словосочетания «корпоративный шпионаж», «промышленный шпионаж», «экономический шпионаж». Коммерческий шпионаж характеризуется следующими признаками:
- субъектом коммерческого шпионажа (тем, кто занимается этой деятельностью) может выступать гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства, как являющееся сотрудником организации, так и не являющееся таковым;
- исполнителем шпионажа также может быть как сотрудник предприятия (чаще всего имеющий доступ к секретной информации – руководитель, сотрудник службы безопасности или иные работники), так и внешнее по отношению к организации лицо. Нередко шпионажем занимаются бывшие сотрудники, имеющие знания о том, как устроена организация. Шпион может специально наниматься на работу для получения информации, а может давно работать в компании и из-за недовольства или заинтересованности в получении выгоды передавать сведения третьим лицам. Поиск и овладение информацией может инициироваться как заданием заказчика, так и личным желанием исполнителя для ее последующего использования (например, продажи заинтересованным людям или разглашения для нанесения ущерба организации);
- предмет шпионажа – то, на что он посягает – это некая закрытая информация (или информация с ограниченным доступом), представляющая ценность. В роли такой информации могут выступать различные документы – бухгалтерские материалы, договора, контракты, планы, приказы, распоряжения и решения, чертежи, схемы, графики, журналы разработок и т.д. Их состав зависит от специфики деятельности компании;
- способы и средства сбора и похищения сведений могут быть скрытными (тайными), состоящими в хищении, сборе, покупке или выдаче. Шпионы могут физически искать документы на бумаге или информацию в компьютерах сотрудников, устанавливать приборы для прослушивания, но чаще в последнее время вторжение осуществляется через корпоративную сеть;
- цель получения информации может иметь как материальную, так и нематериальную основу;
- коммерческий шпионаж имеет двусторонний характер. В условиях конкурентной среды требуется защищать свои интересы от посягательств и в то же время пытаться получить чужие секреты.
Формы промышленного шпионажа
Сведения о деятельности конкурентов могут поступать из разных источников:
- рутинных,
- нетрадиционных.
Например, розничные торговые сети для контроля за ценами у конкурентов используют агентов, осуществляющих сравнительный шопинг. Проводится и анализ открытых источников:
- торговых журналов,
- информационных бюллетеней,
- выставок и ярмарок.
В этом случае обычно говорят об «конкурентном интеллекте» и «конкурентной разведке». Систематический сбор и анализ информации о деятельности конкурентов производится в рамках правового поля, являясь важным маркетинговым инструментом. Большую часть информации собирают именно юридически дозволенными способами. В рамках промышленного шпионажа организации стремятся получить конфиденциальную информацию, имеющую ограниченный доступ, с применением незаконных методов.
Проникновение коммерческих тайн на открытый рынок происходит через разные каналы:
- нелояльные сотрудники могут продавать информацию заинтересованным конкурентам;
- бывшие сотрудники могут объединиться и создать конкурирующую компанию, используя сведения, полученные за время работы в организации, ставшей объектом шпионажа. При увольнении сотрудник может скопировать себе ценные материалы или просто запомнить идеи и планы. Этим пользуются и организации, переманивающие к себе работников от конкурентов.
Коммерческий шпионаж направлен на то, чтобы получить новые знания об организации. Например, это может быть информация о:
- приобретении собственности (в том числе интеллектуальной);
- бизнес-идеях,
- производственных процессах и методах,
- формулах и рецептах,
- схемах,
- клиентах,
- ценообразовании,
- объемах продаж и закупок,
- стратегиях,
- перспективных заявках и т. д.
Широкое распространение промышленный шпионаж имеет в высокотехнологичных отраслях промышленности, в том числе при создании программного и аппаратного обеспечения для компьютеров, разработке биотехнологий, в телекоммуникациях и транспорте. Коммерческий шпионаж – серьезная угроза в бизнесе, для которого информация представляет главную ценность.
Последствия коммерческого шпионажа
Украденная коммерческая тайна способна выровнять конкурентное поле или даже перевернуть его в пользу компании, получившей сведения, если она успеет воспользоваться ими быстрее законного обладателя.
В долгосрочной перспективе коммерческий шпионаж оказывает негативное воздействие на компанию, которая его практикует. Даже если она не попадет под преследование в рамках закона, присвоение чужих технологий снижает собственную инновационную активность, лишает стимула инвестировать в научные разработки и исследования. Иногда это происходит в масштабах целой страны.
Таким образом, коммерческий шпионаж подобен допингу: организация получает возможность быстрого взлета, но при этом она не развивает инструменты долгосрочного стимулирования инвестиций и инноваций. Стандартные методы научно-исследовательской работы подменяются промышленным шпионажем, который не может быть успешен всегда, не подлежит долгосрочному планированию, подвержен влиянию случайных событий.
Точно оценить экономическую выгоду преимуществ, получаемых за счет незаконного доступа к технологиям, в современных условиях (как и в историческом разрезе) по-прежнему сложно. Чаще сообщается о значительных экономических потерях, от которых страдают жертвы шпионажа. Поэтому крупные корпорации вкладывают огромные суммы в защиту от шпионажа, обеспечение безопасности – но полностью исключить влияние человеческого фактора невозможно.