Предпосылки гипертрофированного роста микрополитики в России
Гипертрофия микрополитики в современной России – это социальная проблема, состоящая в широком распространении микрополитических явлений на различных уровнях социально-экономической системы.
После развала Советского Союза в ряде сфер общественной жизни, в первую очередь в отечественном государственном управлении и политике, микрополитика получила огромное распространение. Именно она рассматривается рядом исследователей как ключевая движущая сила подрыва управляемости, распада порядка и организованности, нарастания анархии и хаоса.
Еще в советский период начала складываться система всеохватывающего, тотального воспроизводства микрополитики. В ходе постсоветского реформирования она получила развитие. Ярчайшими проявлениями этой системы выступают:
- конвертирование властных полномочий в собственность,
- личное обогащение политиков путем использования должностного положения,
- массовая коррумпированность в чиновничьей среде,
- трансформация управленческих должностей в синекуры и инструмент получения личных выгод.
Формирование предпосылок постсоветского «микрополитического взрыва» началось в советский период. Одной из важнейших предпосылок стала деградация номенклатурной правящей элиты. Номенклатурные кадры хорошо освоили разнообразные микрополитические игры и тактики, в совершенстве овладели искусством использования двойного языка (официального, партийно-государственного, и неофициального, используемого в кругу друзей и семьи) и двойной морали (официальной – коммунистической и неофициальной - эгоистической). Происходила нравственная деградация правящего слоя начиная с верхушки с одновременным ослаблением профессионализма. Сильно упало влияние и популярность коммунистической идеологии (как в обществе в целом, так и среди коммунистической элиты), руководящие посты стали занимать люди, настроенные конформистски, не обладающие твердыми политическими убеждениями и нравственными принципами. Они ни во что не верили, избрав единственным ориентиром идеалы потребительства по западному образцу, были готовы на служение чему и кому угодно ради получения собственной выгоды.
Костяк правящей элиты в постсоветской России сложился именно из таких людей, входивших в советскую номенклатуру. В состав новых политических лидеров не вошли диссиденты или люди, страдавшие за убеждения при коммунизме. Именно за счет того, что в номенклатурной элите преобладали лица, лишенные устойчивых нравственных и политических убеждений, обеспечило быстрое падение коммунистического режима. Огромное количество комсомольских и партийных функционеров восприняло смену власти без всякого сопротивления, быстро примкнув к новой партии власти.
Доминирование микрополитических ценностных ориентаций у правящей элиты нашло отражение в массовом распространении четких микрополитических установок. Власть и политика в целом стали восприниматься лишь как средство, обеспечивающее реализацию личных интересов. Такая установка, базирующая на нравственной аморфности, и стала субъективным фундаментом микрополитики. Для того, чтобы она породила микрополитику, потребовались благоприятные объективные условия:
- слабость интеграционных структур,
- снижение ответственности,
- распад институтов контроля.
Партийный и государственный контроль как объективные ограничители микрополитики были практически устранены после краха коммунистического режима. Новое руководство не имело позитивной программы преобразований общественных отношений, не было готово сдерживать микрополитические устремления административно-хозяйственной и политической элиты, поддерживать порядок и стабильность в условиях распада интеграционных механизмов власти (например, партийных органов). В качестве оправдания своей некомпетентности руководители страны использовали монетаристскую модель реформирования, которая предусматривает ослабление государственного управления (в частности, государственного контроля).
Воспроизводство микрополитики в современной России
В ходе проведения гайдаровских реформ сложилась целая система микрополитической мотивации. В то же время были устранены барьеры для развертывания разрушительных для государственного управления и экономики страны хаотических процессов. Это заложило основу ныне действующего механизма воспроизводства микрополитики. Этот механизм был с готовностью принят номенклатурным слоем, поскольку позволял сохранить привилегии.
На стадии приватизации микрополитика позволила конвертировать власть в личную собственность, активно использовать должностное положение для обогащения. У микрополитики есть характерное свойство: чем выше должность ее субъекта, чем большими ресурсами и властью он обладает, тем шире возможность использовать ее в личных целях. Поэтому высшие чиновники (а также их семьи) получили невероятный доступ к незаконному обогащению.
Основополагающий элемент механизма гипертрофированного воспроизводства микрополитики – это государственная экономическая политика, включающая распределение национального богатства и национального дохода, подходы к оплате труда. В России крайне высоко социально-экономическое неравенство. Большую часть национального богатства присваивает узкая группа олигархов, поэтому согласовать интересы подавляющего большинства граждан с государственными практически невозможно. Это порождает неизбежность возникновения конфликтов интересов, проявляющегося в том числе в форме микрополитики – через скрытое присвоение ресурсов, к которым у человека есть доступ.
Российские граждане в силу традиционной для страны аполитичности и крайне низкой политической организованности (а в постсоветский период и появления целого ряда других причин, блокирующих политическую и порождающих микрополитическую активность) склонны добиваться удовлетворения своих интересов и «восстановления социальной справедливости» главным образом с помощью различных микрополитических способов.