Прибыль - это главный финансовый результат экономической деятельности, который выражает разницу между доходами, полученными хозяйствующим субъектом, и совершенными им расходами.
Общие сведения о качестве продукции и прибыли предприятия
Современные коммерческие организации сосредотачивают свои усилия на нескольких главных направлениях своей деятельности. Одним из таких направлений является экономическое стимулирование повышения качества продукции. Последним понятием принято называть совокупность свойств продукции, которые обуславливают ее способность успешно удовлетворять потребности потребителей при соответствии своему назначению.
Главной целью любого предприятия, которое действует в рамках рыночной экономики, является получение прибыли, т. е. оно стремится получить доходы в размере, который будет больше, чем размер расходов, понесенных ради получения этих доходов.
В связи с этим руководители предприятия должны четко осознавать наличие взаимосвязи и взаимозависимости между прибылью и качеством продукции. Должны быть разработаны и внедрены экономические механизмы обеспечения и улучшения качества, которые в том числе обеспечивают конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.
Как правило, для того чтобы продукция могла быть признана качественной, она должна соответствовать следующим требованиям:
- удовлетворять запросы (потребности) потребителя;
- соответствовать четко обозначенному назначению;
- быть экономически выгодной с точки зрения ее производства;
- соответствовать требованиям, которые установлены в действующих стандартах и технических условиях;
- соответствовать требованиям, которые связаны с охраной окружающей среды;
- иметь конкурентоспособную цену.
Механизмом обеспечения соблюдения перечисленных требований чаще всего является их закрепление в нормативно-технических документах предприятия и возложение обязанностей по их выполнению на конкретных должностных лиц и структурные подразделения.
Влияние качества продукции на прибыль
Мировой опыт говорит о существовании двух основных направлений влияния качества продукции на прибыль предприятия.
В рамках первого направления в случае увеличения качества продукции и сохранении ее себестоимости на прежнем уровне возникнут предпосылки для расширения сбыта, поскольку продукция станет более привлекательной для покупателей, и увеличения объема продаж. Следовательно, выручка и прибыль предприятия будут увеличены.
Второе направление заключается в таком изменении качества (возможно в его снижении), за которым последует снижение себестоимости продукции. Если предприятие удержит объемы продаж на прежнем уровне, то оно сможет извлечь больше доходов, и его прибыль увеличится.
Политика предприятия в области качества
Учитывая то обстоятельство, что качество продукции оказывает на размер прибыли непосредственное влияние, руководство предприятия должно разрабатывать и реализовывать соответствующую политику. В частности, в вопросах, которые касаются цели по достижению большего размера прибыли, нужно принимать меры, направленные на сокращение производственных и коммерческих затрат, на улучшение функциональной пригодности продукции. Тем самым, будет увеличена степень удовлетворения потребностей покупателей и завоевано у них больше доверия.
Осуществляя управление затратами, больше внимания нужно уделять нескольким их разновидностям. В первую очередь, это касается стоимости:
- приобретения материально-технических ресурсов;
- обеспечения безопасности;
- эксплуатации и технического обслуживания средств производства.
Обычно, если грамотно организовать перечисленные процессы, то предприятие может избежать лишних затрат, связанных с простоем оборудования, проведением ремонтных работ и работ по утилизации.
Современный менеджмент говорит о том, что одним из направлений обеспечения качества продукции, является управление рисками. Так, управляющее воздействие больше всего требуется в отношении рисков, обусловленных взаимодействием с покупателями: риски охраны здоровья и обеспечения безопасности людей, риски неудовлетворенностью продукцией, риски потери доверия.
Более того, необходимо устранить риски, связанные с выпуском дефектной (некачественной) продукции. Их реализация может в конечном итоге привести предприятия к потере авторитета, к утрате прежней доли на рынке, к возникновению претензий, которые могут в дальнейшем вылиться в подачу судебных исков и в применении мер юридической ответственности.
Влияние затрат на обеспечение качества продукции
Достижение требуемого качества продукции требует от предприятия определенных затрат. Их величина тоже сказывается на итоговом финансовом результате экономической деятельности на размере прибыли. В данном случае руководителям предприятия нужно остановиться на тех затратах, которые отличаются наибольшей удельной окупаемостью.
Затратами на качество считаются расходы, которые связаны с повышением технического уровня продукции, со снижением уровня ее дефектности в рамках процессов ее производства и реализации, с оказанием услуг по созданию благоприятных условий для эксплуатации продукции. Более того, имеют место расходы, связанные с убеждением покупателей в том, что продукция действительно обладает высоким качеством: затраты на рекламу, на сертификацию, на демонстрационные испытания (в том числе, на дегустации) и т. д.
Таким образом, наличие у продукции высокого качества и документальное подтверждение ее соответствия требованиям основных законодательных и нормативно-технических документов в настоящее время является решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Качественная продукция имеет больше шансов на успешную реализацию, что является главным источником существования любого предприятия, и получения им прибыли.