Печать - это отрасль промышленности, которая занимается изготовлением и распространением полиграфической продукции.
Основные сведения о полиграфической промышленности
C момента изобретения книгопечатания и до сих пор широкое распространение получила такая отрасль промышленности, как печать. Она занимается изготовлением и распространением печатной продукции. Ее разновидностями являются книжно-журнальная, газетная, деловая, картографическая, этикеточная, упаковочная, акцидентная и прочая продукция.
В настоящее время между производителями печатной продукции развернулась жесткая конкуренция. Данное обстоятельство обусловило необходимость выпуска высококачественной продукции, повторяющейся во времени причем с минимальными потерями в производстве.
Заказчики увеличивают свои требования относительно сокращения сроков производства и постоянного повышения качества печатной продукции. Следовательно, производители вынуждены постоянно увеличивать уровень собственного производства и внедрять в данный процесс разнообразные процедуры по контролю и оптимизации. Это, в частности, обеспечивается за счет осуществления управления качеством.
Понятие и стадии управления качеством в печати
Управление качеством в печати представляет собой деятельность руководства полиграфических предприятий, направленную на выполнение разнообразных требований, которые предъявляются к различным аспектам печати: производственным процессам, управлению ими, их организации, конечному продукту и др. Упомянутые требования устанавливаются международными и национальными стандартами, техническими условиями, стандартами организации, инструкциями, технологическими картами и другими документами.
Управление качеством в печати можно представить как последовательную совокупность следующих укрупненных стадий:
- Создание качества печатной продукции - предполагает проведение исследований, разработки и проектирование книги, журнала, газеты и др. в редакционно-издательских структурах.
- Обеспечение качества печатной продукции - заключается в создании благоприятных условий для изготовления продукции на полиграфических предприятиях.
- Поддержание качества печатной продукции - заключается в создании благоприятных условий для доставки печатной продукции до потребителя без потери всех потребительских свойств.
Этапам первой стадии, как правило, принадлежит определяющая роль в повышении уровня качества печатной продукции. Они традиционно начинаются с подготовки нормативно-технической документации, которая должна учитывать планируемые экономические показатели деятельности предприятия, достижения научно-технического прогресса, прогноз общественных потребностей (т. е. спрос) и др.
Для того чтобы достичь планируемый уровень качества печатной продукции, необходимо разработать соответствующие конструкторские и технологические мероприятия, внедрить в производственный процесс методы и средства изготовления, испытания и контроля печатной продукции.
Особое место занимает научно-исследовательская работа. Нужно глубоко изучить тенденции и прогнозы развития в печати прежде, чем начать массовое производство печатной продукции.
Вторая стадия управления качеством заключается в производстве печатной продукции в соответствии с установленными на первой стадии плановым заданием и уровнем качества. А на основе опыта эксплуатации должно происходить повышение качества печатной продукции (т. е. улучшение ее потребительских свойств), прежде всего, через совершенствование технологии производства.
Вторая стадия включает в себя этапы изготовления печатных форм, печатного процесса, послепечатной обработки. Они представлены комплексом работ по проведению мероприятий с поставщиками ресурсов (бумаги, краски, лака, клея, упаковочного материала и пр.), с их транспортированием и хранением, с организацией контроля, с анализом причин брака, со стимулированием работников предприятия и т. д.
Последняя стадия управления качеством реализуется в ходе реализации и эксплуатации печатной продукции. Прежде всего, необходимо доставить продукцию до потребителя (покупателя) в целости и сохранности. Это означает необходимость обеспечения надежной защиты продукции в транспорте, а также при ее загрузке и выгрузке от ударов, попадания влаги и других неблагоприятных воздействий.
Отдельные виды печатной продукции в течение некоторого времени после производства находятся на хранении в складских помещениях. В этих случаях нужно принять меры по предотвращению отрицательных воздействий на качество печатной продукции. Речь, в первую очередь, идет про климатические факторы температуры и влажности воздуха.
Особое внимание при работе в сфере печати уделяется этапам утилизации и регенерации продукции. Нужно предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую природную среду. Для этого, с одной стороны, при производстве продукции стараются использовать быстроразлагаемые материалы, а с другой стороны, широкое распространение получили переработка использованной печатной продукции и ее применение как вторсырья.
Таким образом, третья стадия управления качеством постепенно перерастает обратно в первую, и вся работа начинается заново. Отсюда возникла идея создать модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи - «петля качества». Она предполагает, что система качества будет оказывать воздействие на все этапы жизненного цикла печатной продукции посредством планирования качества, выработки политики в области качества, организации работ по качеству, принятия иных управленческих решение.
В целом, управление качеством в печати можно охарактеризовать как процесс формирования требуемого качества печатной продукции под воздействием административного фактора.