Специалист - это квалификация, которую студент приобретает после освоения специальной программы обучения и которая позволяет ему выполнять определенные трудовые обязанности.
Основные понятия и объекты управления качеством подготовки специалиста
Одной из приоритетных проблем в современном мире является проблема подготовки будущих специалистов. Качество профессиональной подготовки специалистов как будущих работников предприятий обуславливает качество выпускаемой ими продукции. Следовательно, в решении указанной проблемы заинтересованы как производители, так и потребители.
В данном случае под специалистами понимают будущих выпускников высших и профессиональных учебных заведений. Они играют двоякую роль. С одной стороны, они является потребителями информации, которую получают в учебном заведении. С другой стороны, они являются поставщиками собственных умений, знаний, навыков работодателю. Эта особенность обуславливает специфику деятельности по управлению качеством.
Управление качеством подготовки специалиста представляет собой целенаправленную, постоянную, планомерную деятельность по оказанию воздействия на те факторы и условия, которые обеспечивают формирование будущего специалиста, оптимальное качество его знаний, умений и навыков, а также их полноценное использование. Ключевыми факторами и условиями считаются:
- цели и содержание образовательного процесса;
- уровень профессиональной компетентности преподавателей;
- уровень организации профессиональной деятельности преподавателей;
- состояние материально-технической и научно-информационной базы образовательного процесса.
Сущность управления качеством подготовки специалиста
В основе современного подхода к обеспечению качества профессиональной подготовки специалиста лежит создание системы качества, которая соответствует международным стандартам серии ИСО-9000. Этот подход был многократно успешно реализован промышленными предприятиями и организациями из сферы обслуживания.
Ожидается, что создание системы управления качеством в учебном заведении будет способствовать достижению качественного уровня профессиональной подготовки выпускников, который бы превышал аналогичный показатель других образовательных организаций. Наглядным результатом управления качеством подготовки специалистов будет сокращение численности студентов с академической задолженностью и повышение профессионального уровня преподавателей.
Обеспечение качества подготовки специалистов требует выполнения ряда условий. В частности, необходимо развивать инфраструктуру учебного заведения, активно использовать новые образовательные и информационные технологии, прислушиваться к пожеланиям работодателей и т. д.
В соответствии с нынешними условиями система управления качеством профессиональной подготовки специалистов в учебном заведении должна получить признание как отвечающей основным требованиям менеджмента качества и содействующей достижению организацией высоких результатов в своей сфере деятельности. Это признание получает форму сертификации, которую проводить специализированный аккредитованный орган. Наличие у учебного заведения сертификата качества свидетельствует о получении его студентами качественного образования.
Направления и результаты управления подготовки специалиста
Процесс управления качеством профессиональной подготовки специалистов в учебном заведении в большинстве случаев реализуется по следующим направлениям:
- Маркетинг (профориентация абитуриентов, презентация учебного заведения, организация работы приемной комиссии, трудоустройство выпускников, анализ рынка труда).
- Организационно-методическая подготовка процесса обучения (документальное, методическое и информационное сопровождение, разработка учебных планов и рабочих программ, оптимизация организационной структуры).
- Организация процесса обучения (разработка графика учебного процесса, расписания учебных занятий и экзаменационных сессий, организация самостоятельной работы и практик студентов).
- Кадровое обеспечение процесса обучения (формирование штата преподавателей, закрепление за ними учебной нагрузки, оценка работы преподавателей, повышение квалификации).
- Реализация процесса обучения (контроль текущей успеваемости студентов, хода учебных занятий и экзаменационных сессий итоговая аттестация выпускников).
- Внеучебная работа со студентами (научно-исследовательская работа, олимпиады, конкурсы, конференции, иные формы развития личности студентов).
- Материальное обеспечение процесса обучения (расширение учебных площадей и уход за ними, обеспечение оборудованием и информационными материалами, учебной и научной литературой).
- Структура управления учебным заведением (обеспечение соответствия целям системы управления качеством структуры управления, должностных инструкций и системы оценки трудовой деятельности).
Перечисленные направления управления качеством подготовки специалистов должны в конечном итоге приводить к формированию у них таких свойств (характеристик, черт, показателей), которые позволят им выполнять профессиональные и общественные функции не ниже установленного уровня при заданных условиях работы. Так, современный специалист должен обладать такими качествами, как способности, энтузиазм, инициатива, безотказность, надежность, творчество, коммуникабельность.
Таким образом, актуальным направлением деятельности большинства учебных заведений мира является обеспечение качества профессиональной подготовки специалистов, который будет удовлетворять основным требованиям современного рынка труда.