Технологический аудит - это проверка технологических методов, приемов и процедур, которые используются организацией с целью оценки их производительности и эффективности.
Общие сведения о технологическом аудите
Управленческие решения в части применения в производственном процессе определенных технологий, их отбора и совершенствования в большинстве своем основываются на результатах технологического аудита. Речь идет о комплексном обследовании предприятия, которые направлено на выявление технологий и осуществление объективной оценки их потенциала.
В рамках технологического аудита предприятия проверяются те технологические методы, приемы и процедуры, которые используются им в рамках своей хозяйственной деятельности. В частности, формируются и присваиваются оценки их производительности и эффективности.
Технологический аудит в настоящее время рассматривается как важный метод оценки текущего состояния и технологического здоровья предприятия. Кроме того, с его помощью оценивают перспективы инновационного развития предприятия. Технологическое аудиторское заключение предназначается, прежде всего, руководству предприятия, которое в дальнейшем должно принять управленческие решения по использованию, совершенствованию, замене технологий и т. д.
В настоящее время широкое распространение получила практика проведения технологического аудита внешними консультантами, но в тесном сотрудничестве с руководителями и работниками предприятия. Такой способ проверки считается оптимальным, поскольку, с одной стороны, сторонний аудитор непредвзято формирует объективную картину, а с другой стороны, через механизм самооценки отражаются неочевидные сразу существенные объективные характеристики потенциала технологии.
Успешное проведение технологического аудита требует выполнения двух основных условий. Первое условие связано с наличием у руководства предприятия-заказчика заинтересованности. Второе условие предполагает информирование работников предприятия о целях и методах технологического аудита, на основе чего они принимают участие на первых стадиях аудита.
Помимо этого, проведение технологического аудита требует предварительного сбора по предприятию всей необходимой информации. Она затем подлежит оценке, которая осуществляется с помощью определенных стандартов (критериев).
Описание этапов технологического аудита
Процесс проведение технологического аудита можно рассматривать как последовательность следующих трех этапов:
- обзор технологий, которые используются на предприятии (для этого используют статистические и экспертные методы анализа - интервьюирование, анкетирование и др.);
- обзор технологий, которые используются конкурентами, и определение технологических эталонов (для этого проводится бенчмаркинг);
- оценка относительной эффективности используемых технологий (для этого проводится анализ технологического портфеля предприятия).
Первый этап технологического аудита начинается с формирования аудит-группы, которой руководитель предприятия раскрывает основные направления его технологического развития. Аудит-групп способна лучше оценить позиции различных технологий на предприятии за счет своевременного выделения стратегических целей технологического развития предприятия и определения тех технологий, которые считаются ключевыми для предприятия.
Аудиторы получают необходимую информацию от работников, поставщиков, потребителей, отраслевых экспертов. Для этого ими применяются такие научные методы, как:
- интервьюирование - это устный опрос вовлеченных сторон, который может быть как структурированным, так и свободным;
- анкетирование - это опрос вовлеченных сторон в письменной форме;
- метод Дельфи - это получение общей согласованной экспертной оценки путем повторяющегося анкетирования экспертов с предоставлением каждому высказанных мнений других экспертов;
- метод мозговых атак - это образование небольшой группы экспертов, которые высказывают и совместного обсуждают возникшие у них мнения, идеи, суждения, оценки.
Второй этап технологического аудита предполагает характеристику осуществления и оценку эффективности основополагающих технологий производства, технологических операций и функций у других организаций-конкурентов. Для решения указанной задачи аудиторы пользуются таким инструментом, как бенчмаркинг. Он предполагает использование чужого опыта, передовых достижений лучших предприятий, своих структурных подразделений и отдельных специалистов (так называемых, технологических эталонов) для повышения эффективности работы, производства, совершенствования бизнес-процессов.
На третьем этапе технологии, которые использует предприятие, сопоставляются с выявленными технологическими эталонами. Таким образом, оценивается относительная эффективность, приоритетность и перспективность дальнейшего развития и использования технологий. Следовательно, устанавливаются технологии, требующие дальнейшего развития и рекомендуемые для исключения.
В данном случае используется такой инструмент, как матрица технологического портфеля. Она представляет собой карту используемых на предприятии технологий, которая чаще всего строится в двумерной системе координат. Одна ось отражает важность технологий, их относительную эффективность, производительность, а другая ось - возможности предприятия по использованию этих технологий.
В результате предприятие определяет основные для себя направления технологического развития: определяются те технологии, которые должны рассматриваться как опора хозяйственной деятельности; те технологии, которые требуют приложения усилий и ресурсов для дальнейшего совершенствования; и те технологии, с которыми уже трудно что-либо сделать, поэтому они подлежат исключению.