Технический регламент - это документ, который содержит в себе технические требования непосредственно или путем включения ссылок на стандарт или технические условия.
Понятие и структура технического регламента
Органы власти утверждают обязательные для соблюдения правовые нормы путем принятия такого документа, как регламент. Одной из его разновидностей является технический регламент. Он включает в свой состав обязательные технические требования, которые предъявляются к продукции или к связанным с ней процессам. Технические регламенты лежат в основе технического регулирования.
Технические регламенты могут приниматься как на уровне одного государства (России, США и т. д.), так и на уровне целого региона, т. е. группы стран (Евразийский союз, Европейский союз и т.д.). Последний способ принятия технических регламентов способствует сближению рынков и взаимному проникновению местной продукции в другие страны.
Несмотря на существование разных видов технических регламентов, их структура и содержание в основном весьма схожи. В частности, в типичном техническом регламенте имеют место следующие разделы:
- Область применения технического регламента и объекты технического регулирования.
- Основные понятия.
- Общие положения для размещения на национальном рынке.
- Требования к продукции.
- Применение стандартов (презумпция соответствия).
- Подтверждение соответствия.
- Государственный контроль (надзор).
- Назначение государственного органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента.
- Переходные положения.
Содержание разделов технического регламента
Первый раздел предназначен для четкого установления взаимосвязи данного технического регламента с другими, которые затрагивают схожие вопросы и сферы регулирования. Это делается для того, чтобы обозначить те объекты, на которые действие данного технического регламента не распространяется.
Раздел «Основные понятия» включает в себя стандартизированные термины и их определения, которые используются для отражения существенной части технического регламента. Соответствие проекта технического регламента установленным стандартам на термины и определения может быть проверено путем проведения терминологической экспертизы.
Во втором разделе технического регламента еще нужно приводить определения тех понятий, которые важны с точки зрения однозначного понимания положений регламентирующего документа. Например, во многих технических регламентах используются такие ключевые понятия, как продавец; лицо, которое размещает продукцию на рынке; обращение; презумпция соответствия и др.
Третий раздел посвящен общим положениям для размещения продукции на национальном (местном) рынке. Среди них установлено главное требование с точки зрения реализации продукции на рынке - она оказывать вредное воздействие на людей, домашних животных или имущество при ее использовании по назначению. Этому же требованию должна соответствовать продукция, которая ввозится на территорию страны и подлежит обязательному подтверждению соответствия.
Этим разделом изготовитель обязуется перед введением в обращение продукции нанести на нее или на ее упаковку знак обращения. Кроме того, здесь целесообразно указать все особенности размещения продукции, в частности, необходимо учесть современные способы продажи продукции, например, по каталогам или через Интернет.
Одним из наиболее важных является раздел «Требования к продукции». На разработчика технического регламента возлагается ответственность по полному и корректному определению всех минимально необходимых требований безопасности.
Минимально необходимые требования могут задаваться двумя способами. Первый способ является основным и предполагает задание общих требований, которые качественно определяют необходимый уровень безопасности. Второй способ заключается в задании требований конкретными (детальными) численными значениями показателей.
Пятый раздел описывает условия применения стандартов для случая задания качественных требований к продукции в рамках реализации принципа презумпции соответствия. При этом разработчикам технических регламентов нельзя прямо ссылаться на национальные стандарты, поскольку их требования становятся обязательными для всех субъектов технического регулирования.
В шестом разделе определяют объекты подтверждения соответствия требованиям данного технического регламента. При этом нужно учитывать, что предметом обязательного подтверждения может быть только продукция. Обязательное подтверждение соответствия с точки зрения действующего законодательства может проводиться в форме декларирования (приоритетная форма) или обязательной сертификации (ее применение должно быть обосновано, например, высокой степенью потенциальной опасности).
Седьмой раздел имеет место, поскольку контроль и надзор являются составной частью многих процедур оценки соответствия. Они в основном выполняются уполномоченными государственными органами, которые проводят документальные проверки выполнения обязательных требований к подконтрольным объектам и по результатам выявленных нарушений принимают соответствующие меры. В то же время могут привлекаться аккредитованные и лицензированные частные организации, которые в основном специализируются на проведении измерительной проверки.
Восьмой раздел используется для указания в самом техническом регламенте того государственного органа, который ответственен за его внедрение. А раздел «Переходные положения» предусматривает сроки, необходимые для подготовки производителей к выполнению требований технического регламента. В указанный период должны быть разработаны национальные стандарты, обеспечивающие применение вводимого технического регламента. Еще в этом разделе указывают те документы, которыми нужно руководствоваться до введения технического регламента в полное действие.