Стратегия улучшения качества - это составная часть стратегии предприятия, которая нацелена на совершенствование функциональных характеристик товара.
Описание стратегии улучшения качества
Любое предприятие выстраивает свою деятельность таким образом, чтобы сохранить и развить свои конкурентные преимущества на рынке. С этой целью принимаются меры по выявлению новых тенденций на рынке, формулированию современных требований и приведению в соответствие с ними своих продуктов. В результате вносятся изменения в утвержденный на предприятии стандарт качества. Данную функцию призвана выполнять стратегия улучшения качества.
Стратегия улучшения качества представляет собой внутренний документ предприятия, который входит в состав его общей стратегии развития. Данная разновидность стратегии реализуется путем создания системы качества предприятия.
Разработка стратегии улучшения качества предполагает определение процессов и структуры, подлежащих включению в систему качества, а также функций, которые должны быть выполнены указанными элементами с целью обеспечения качества продукции на надлежащем уровне. Далее нужно разработать и принять нормативные документы, необходимые для выполнения этих функций.
С помощью стратегии улучшения качества предприятия совершенствуют такие функциональные характеристики своей продукции как долговечность, надежность, быстродействие, вкус и др.
Считается, что разработка, внедрение и реализация стратегии улучшения качества продукции будут эффективными мероприятиями с точки зрения управления качеством при соблюдении следующих условий:
- имеются возможности для улучшения качества;
- клиенты верят утверждениям об улучшении качества;
- количество клиентов, готовых заплатить за более высокое качество, достаточно для организации работ по его улучшению.
В настоящее время распространено мнение, согласно которому качество может быть улучшено в результате осуществления на практике одного их двух подходов. Первый подход заключается в реализации некого нововведения (таким может быть новая продукция, новая технология, новые методы организации производства и др.). Второй подход, который все чаще применяется современными компаниями и на основе которого разрабатывают стратегии улучшения качества, предполагает непрерывное улучшение, когда без дополнительных финансовых затрат выявляют и используют невостребованные резервы (прежде всего, за счет способностей работников).
Этапы создания стратегии улучшения качества
Стратегия улучшения качества берет свое начало на предприятии с того момента, как подобное решение принимает руководство. Оно издает приказ, в котором излагаются положения о политике предприятия в области качества, об ответственных должностных лицах и уполномоченном структурном подразделении предприятия, а также о сроках, этапах и исполнителях разработки и внедрения подобной стратегии.
Далее на предприятии разрабатывают и утверждают соответствующий план-график создания стратегии улучшения качества. Этим документом с учетом рекомендаций отраслевых стандартов и особенностей предприятия определяются функции и задачи стратегии, их исполнители, соответствующие нормативные документы, структурная и функциональная схемы программы улучшения качества, а также основные стадии жизненного цикла стратегии улучшения качества на предприятии:
- внедрение стратегии;
- обеспечение функционирования стратегии;
- проверка стратегии;
- совершенствование стратегии.
Для того чтобы определить функции и задачи элементов стратегии улучшения качества, необходимо, в первую очередь, установить наличие на рынке потребностей в выпускаемой продукции. Далее разрабатывают технологические процессы производства, определяют необходимое технологическое оборудование и осуществляют нормирование труда в соответствии с требованиями установленного стандарта качества. Еще нужно заранее позаботиться о снабжении предприятия расходными материалами и о принятии необходимой документации.
Необходимо определить структурные подразделения, которые будут выполнять функции стратегии улучшения качества. Каждой функции устанавливается конкретный исполнитель, у которого корректируются функциональные обязанности.
Структурная схема стратегии улучшения качества демонстрирует устройство системы качества - состав и взаимосвязь всех структурных подразделений предприятия. Функциональная схема, в свою очередь, дает возможность получить наглядное представление о функционировании системы качества - о процессе управления качеством.
Таким образом, на предприятии создается и принимается комплексный документ - стратегия улучшения качества. Ее реализация заключается в функционировании системы качества, во внесении в нее изменений, в результате чего будет увеличена способность продукции предприятия удовлетворять потребности клиентов.
Направления улучшения качества
С помощью стратегии улучшения качества на предприятии может произойти ряд существенных изменений. В частности, может быть создана благоприятная рабочая среда, которая поможет сотрудникам предприятия облегчить выполнение служебных обязанностей.
При выполнении трудовых функций работники начнут испытывать легкость и ясность, которые будут мотивировать их к изобретательности. Тем самым, будут сформированы предпосылки для развития на предприятии инновационной среды, в которой будут постоянно улучшаться различные бизнес-процессы.
Эффективные стратегии улучшения качества разрабатывают и осуществляют с акцентом на конкретные потребности клиентов. В результате будет достигнуто лучшее обслуживание клиентов, что чрезвычайно важно в современной экономике, большая часть которой представлена оказанием услуг.