Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сравнение восточных и западных подходов к управлению качеством

Определение 1

Управление качеством - это совокупность мер, которые реализуются для установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Характеристика восточных подходов к управлению качеством

Восточные подходы к управлению качеством по большей части представлены подходами, которые были выработаны японскими учеными и специалистами. Они в основном придерживались следующих принципов:

  • совершенствование процессов и результатов труда должно осуществляться постоянно и во всех подразделениях предприятия;
  • контролировать, в первую очередь, необходимо не качество продукции, а качество процессов;
  • возникающие проблемы подлежат тщательному анализу от последующей операции к предыдущей;
  • потребитель рассматривается как исполнитель следующей производственной операции;
  • ответственность за качество результатов труда полностью возлагалась на непосредственных исполнителях;
  • человеческий фактор активно использовался за счет развития у персонала творческого потенциала и культивирования морали.

У японских компаний распространена практика целенаправленного создания собственной субподрядной сети, предусматривающей долгосрочную работу с заказчиком. Тем самым, предприятия вместе с поставщиками ищут пути повышения качества. Следовательно, создается система доверия, с помощью которой удается сэкономить ресурсы на проведении входного контроля.

Японским профессором Каору Исикава была предложена идея создания кружков качества. Они представляют собой добровольные объединения различных специалистов организации, которые постоянно собираются в свободное от работы время для поиска решений конкретных проблем качества и обеспечения совершенствования работы организации.

Кружки качества обеспечивают:

  • проведение причинно-следственного анализа;
  • выявление мероприятий по сокращению затрат;
  • самообучение членов кружка;
  • укрепление связей между работниками организации.

Деятельность кружков качества была примером непрерывного повышения качества постепенными небольшими шагами, что было принято в Японии.

Руководители японских компаний особое внимание уделяло обучению рабочих и мастеров, поскольку деятельность по повышению качества могла быть успешной только при наличии обширных знаний. Прежде всего, обучали статистическим методам контроля.

«Сравнение восточных и западных подходов к управлению качеством» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Проблема обеспечения качества в Японии была превращена в общенациональную задачу. В связи с этим в Японии в середине ХХ века был принят отдельный закон о качества, была учреждена первая в мире премия по качеству (им. Деминга), разрабатывались и реализовывались национальные программы повышения качества.

Японская система управления качеством построена с прицелом, в первую очередь, на предотвращение возможности появления брака на производстве. В связи с этим широкое распространение среди японских предприятий получила программа «пути нулей», которая представлена пятью короткими правилами-заповедями: не создавай условия для возникновения брака, не передавай бракованную продукцию на следующую стадию, не принимать бракованную продукцию с предыдущей стадии, не меняй технологические режимы, не повторяй ошибок.

Характеристика западных подходов к управлению качеством

В 1970-х гг. американские и европейские компании столкнулись с жесточайшей конкуренцией со стороны японских предприятий, которые предлагали мировому рынку высококачественную продукцию по низким ценам. В связи с этим на Западе осознали необходимость решения проблем в области качества продукции.

Характерной чертой западного подхода к управлению качеством является то обстоятельство, что повышение качества продукции американским и европейским бизнесом рассматривается, в первую очередь, как один из способов повышения конкурентоспособности (т. е. снижения производственных затрат, себестоимости и цен, расширения функциональных возможностей товара и увеличения его привлекательности для клиентов). Прямым следствием этого должно стать увеличение прибыли, которую предприятия получают после реализации произведенной продукции.

Суть организационно-экономических основ западного подхода к управлению качеством отражают следующие единые направления в данной области, которые были разработаны ведущими американскими компаниями:

  • зарождение у высшего руководства заинтересованности в решении вопросов управления качеством и его вовлечение в этот процесс;
  • учреждение руководящего органа по управлению качеством;
  • обеспечение и коллективного, и индивидуального участия в повышении качества;
  • вовлечение поставщиков в работу по обеспечению качества;
  • создание групп регулирования (совершенствования) систем и процессов;
  • создание системы признания заслуг;
  • разработка как краткосрочных планов, так и долгосрочных стратегий управления качеством и др.

Западный подход отличается ориентацией на скачкообразный (прорывной) характер повышения качества продукции. С этой целью на предприятиях создавали временные группы специалистов, которым ставилась цель разработать и реализовать проект по коренному изменению сложившейся ситуации, многократному увеличению уровня качества. Это нередко удавалась сделать за счет нового научного открытия.

В настоящее время американские компании в большинстве своем отличаются наличием четко оформленных систем управления качеством. Данные системы включают в себя структурированные и хорошо отлаженные программы мероприятий по обеспечению требуемого качества и снижения затрат на него. Указанные программы выполняются по схеме «человек - машина - информация».

Также следует отметить, что качество изготовления продукции с точки зрения западного подхода подлежит жесткому административному контролю, который зачастую проводится через применение методов математической статистики и экономико-математического моделирования.

Дата написания статьи: 17.04.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot