Управление качеством - это совокупность мер, которые реализуются для установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
Характеристика восточных подходов к управлению качеством
Восточные подходы к управлению качеством по большей части представлены подходами, которые были выработаны японскими учеными и специалистами. Они в основном придерживались следующих принципов:
- совершенствование процессов и результатов труда должно осуществляться постоянно и во всех подразделениях предприятия;
- контролировать, в первую очередь, необходимо не качество продукции, а качество процессов;
- возникающие проблемы подлежат тщательному анализу от последующей операции к предыдущей;
- потребитель рассматривается как исполнитель следующей производственной операции;
- ответственность за качество результатов труда полностью возлагалась на непосредственных исполнителях;
- человеческий фактор активно использовался за счет развития у персонала творческого потенциала и культивирования морали.
У японских компаний распространена практика целенаправленного создания собственной субподрядной сети, предусматривающей долгосрочную работу с заказчиком. Тем самым, предприятия вместе с поставщиками ищут пути повышения качества. Следовательно, создается система доверия, с помощью которой удается сэкономить ресурсы на проведении входного контроля.
Японским профессором Каору Исикава была предложена идея создания кружков качества. Они представляют собой добровольные объединения различных специалистов организации, которые постоянно собираются в свободное от работы время для поиска решений конкретных проблем качества и обеспечения совершенствования работы организации.
Кружки качества обеспечивают:
- проведение причинно-следственного анализа;
- выявление мероприятий по сокращению затрат;
- самообучение членов кружка;
- укрепление связей между работниками организации.
Деятельность кружков качества была примером непрерывного повышения качества постепенными небольшими шагами, что было принято в Японии.
Руководители японских компаний особое внимание уделяло обучению рабочих и мастеров, поскольку деятельность по повышению качества могла быть успешной только при наличии обширных знаний. Прежде всего, обучали статистическим методам контроля.
Проблема обеспечения качества в Японии была превращена в общенациональную задачу. В связи с этим в Японии в середине ХХ века был принят отдельный закон о качества, была учреждена первая в мире премия по качеству (им. Деминга), разрабатывались и реализовывались национальные программы повышения качества.
Японская система управления качеством построена с прицелом, в первую очередь, на предотвращение возможности появления брака на производстве. В связи с этим широкое распространение среди японских предприятий получила программа «пути нулей», которая представлена пятью короткими правилами-заповедями: не создавай условия для возникновения брака, не передавай бракованную продукцию на следующую стадию, не принимать бракованную продукцию с предыдущей стадии, не меняй технологические режимы, не повторяй ошибок.
Характеристика западных подходов к управлению качеством
В 1970-х гг. американские и европейские компании столкнулись с жесточайшей конкуренцией со стороны японских предприятий, которые предлагали мировому рынку высококачественную продукцию по низким ценам. В связи с этим на Западе осознали необходимость решения проблем в области качества продукции.
Характерной чертой западного подхода к управлению качеством является то обстоятельство, что повышение качества продукции американским и европейским бизнесом рассматривается, в первую очередь, как один из способов повышения конкурентоспособности (т. е. снижения производственных затрат, себестоимости и цен, расширения функциональных возможностей товара и увеличения его привлекательности для клиентов). Прямым следствием этого должно стать увеличение прибыли, которую предприятия получают после реализации произведенной продукции.
Суть организационно-экономических основ западного подхода к управлению качеством отражают следующие единые направления в данной области, которые были разработаны ведущими американскими компаниями:
- зарождение у высшего руководства заинтересованности в решении вопросов управления качеством и его вовлечение в этот процесс;
- учреждение руководящего органа по управлению качеством;
- обеспечение и коллективного, и индивидуального участия в повышении качества;
- вовлечение поставщиков в работу по обеспечению качества;
- создание групп регулирования (совершенствования) систем и процессов;
- создание системы признания заслуг;
- разработка как краткосрочных планов, так и долгосрочных стратегий управления качеством и др.
Западный подход отличается ориентацией на скачкообразный (прорывной) характер повышения качества продукции. С этой целью на предприятиях создавали временные группы специалистов, которым ставилась цель разработать и реализовать проект по коренному изменению сложившейся ситуации, многократному увеличению уровня качества. Это нередко удавалась сделать за счет нового научного открытия.
В настоящее время американские компании в большинстве своем отличаются наличием четко оформленных систем управления качеством. Данные системы включают в себя структурированные и хорошо отлаженные программы мероприятий по обеспечению требуемого качества и снижения затрат на него. Указанные программы выполняются по схеме «человек - машина - информация».
Также следует отметить, что качество изготовления продукции с точки зрения западного подхода подлежит жесткому административному контролю, который зачастую проводится через применение методов математической статистики и экономико-математического моделирования.