Система менеджмента качества (СМК) - это созданная в организации система, которая предназначена для формирования политики и целей в области качества и их реализации.
Основы современного подхода к системам менеджмента качества
В последние годы роль качества в развитии современного мира и отношение к нему изменились в силу трех тенденций, которые сформировались в мировой экономике:
- во-первых, мировой рынок стал более глобальным, интернациональным и открытым, в силу чего ужесточилась конкуренция, а устойчивая позиция в отрасли и на рынке в целом может быть обеспечена за счет существенного повышения качества и производительности конкретной продукции и предприятия;
- во-вторых, с целью наиболее полного удовлетворения потребностей и пожеланий покупатели стали более активно принимать участие в развитии рынка, в следствие чего изменились ценности с точки зрения потребителей, для которых при совершении покупок наиболее важным фактором стало качество;
- в-третьих, на рынке изменились условия конкуренции, в которых производитель должен обеспечить противоречивые требования, связанные с затратами предприятия по максимальному удовлетворению требований покупателя к качеству продукции и с рыночной ценой этого качества относительно способностей покупателя ее оплатить.
Современный подход к менеджменту качества заключается в том, что управление качеством рассматривается как составная часть общего управления организацией. Управление качеством пронизывает все структурные подразделения организации и оказывает влияние на все показатели ее деятельности (результативности и эффективности).
В таких условиях менеджеры вынуждены адаптировать всеобщее управление качеством к общему управлению организацией. Современный подход к управлению качеством предполагает управление всем процессом создания, производства и эксплуатации с охватом всех функций (разработки, производства, сбыта и др.).
В настоящее время концепция управления качеством может быть представлена многомерной моделью управления организацией:
- три уровня управления - нормативный, стратегический и оперативный (текущий);
- три направления организации и управления качеством и организацией в целом - структура, деятельность и поведение;
- три фактора, которые приводят к формированию успеха организации - затраты, качество и время.
Перечисленные выше составные части модели управления организацией оказывают существенное влияние на ее развитие, обеспечивая должные результативность и эффективность ее деятельности. Следовательно, качество выступает как комплексный фактор, который увязывает одномерные подходы в многомерном процессе.
Современный рынок признает качество как необходимый и объективный фактор, который определяет характер занимаемого организацией положения. Системы всеобщего управления качеством требуют повышения квалификации управленческого персонала и специалистов, а также технической учебы всех исполнителей.
Стандарты ИСО серии 9000 как отражение современного подхода
Современный подход к системам менеджмента качества нашел отражение в последних редакциях международных стандартов ИСО серии 9000, которые активно имплементируются на уровне отдельных стран и организаций. В частности, в последние годы был взят курс на облегчение интеграции стандартов данного семейства с другими международными стандартами систем менеджмента.
Последняя версия стандартов ИСО серии 9000 была подготовлена и опубликована в 2015 году. Она отличается уменьшившейся требовательностью и сосредоточением большего внимания на производительности. Это было достигнуто за счет использования следующих аспектов:
- процессный подход;
- мышление на основе оценки рисков;
- цикл Деминга (PDCA, «Планируй – делай – проверяй – действуй») на всех уровнях организации.
От руководителей организаций сейчас требуют большего вовлечения в деятельность по управлению качеством, причем их работа должна быть соответствующим образом подотчетна. А качество им нужно согласовывать с более широкой бизнес-стратегией организации.
В последнее время был сделан больший акцент на создании системы менеджмента качества, которые бы соответствовали конкретным потребностям каждой организации. А сама система благодаря внедрению риск-ориентированного мышления все чаще стала рассматриваться как превентивный инструмент, который поощряет постоянное совершенствование организации, ее деятельности и продукции.
Требования к документации стали менее жесткими. Это нашло отражение в предоставлении организациям права на самостоятельное решение, какая документированная информация (в дополнение к обязательным документам и записям) ей нужна и в каком формате она должна быть оформлена.
Последние версии международных стандартов ИСО серии 9000 включили в себя принципы менеджмента знаний, который в настоящее время ориентирован на кодификацию и на персонализацию знаний. Это связано с тем, что знания в современной экономике рассматриваются как источник конкурентных преимуществ, который порождает мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства.
Широкое распространение получила практика разработки и утверждения отраслевых стандартов в области менеджмента качества. Так, соответствующие стандарты приняты в таких сферах, как информационные технологии, телекоммуникации, аэрокосмическая и автомобилестроительная промышленность, здравоохранение, нефтехимическая и газовая промышленность, местное самоуправление и др.
Таким образом, концепция управления качеством в организации продолжает активно развиваться, благодаря чему увеличивается число организаций, в которых внедрены системы менеджмента качества, и их результативность и эффективность неуклонно повышаются.