Метод определения показателей качества - это совокупность способов и приемов характеристики степени соответствия исследуемой продукции установленным и (или) предполагаемым требованиям.
Содержание экспертного метода определения показателей качества
Для того чтобы определить показатели качества продукции, зачастую привлекают экспертов. Экспертами называют специалистов, которые компетентны в решении конкретных задач. Их компетенция формируется на основе накопленного опыта практической деятельности в определенной сфере общественных отношений, наличия профильных знаний, умений, навыков, полученных в процессе специального обучения.
Экспертный метод (т. е. получение мнений специалистов-экспертов) обычно используется тогда, когда нет возможности определить показатели качества продукции другими методами, поскольку имеется недостаток количества необходимой информации и (или) требуется разработать для этой цели специальные технические средства.
Основанием для экспертного метода является принятие экспертами эвристических решений, которые базируются на накопленных в прошлом знаниях и опыте. Этим экспертный метод как представитель группы эвристических методов отличается от расчетных методов, которые предполагают решение формализованных задач.
Применение экспертного метода предполагает формирование двух групп – рабочей и экспертной. Рабочая группа занимается организацией процедуры опроса экспертов, т. е. составлением, рассылкой и сбором анкет, а также обработкой и анализом экспертных оценок.
В случае определения показателей качества продукции в состав экспертной группы могут войти такие высококвалифицированные специалисты как технологи, конструкторы, товароведы, маркетологи, дизайнеры и др. Рекомендуется, чтобы экспертная группа была сформирована не для одноразового решения задачи, а как постоянно действующий орган, который отличался достаточно стабильным составом участников.
Преимущество экспертного метода заключается в том, что он дает возможность принять решение в ситуации, когда более объективные методы не могут быть использованы. Кроме того, экспертные методы отличаются воспроизводимостью.
В то же время имеется ряд существенных недостатков, а именно:
- Экспертный метод страдает субъективным характером: нельзя полностью исключить влияние сформированных представлений экспертов (мировоззрения, предрассудков, стереотипов и т.д.) на результаты исследования.
- Экспертные методы ограничены в своем применении, поскольку для решения не всех вопросов можно найти и привлечь достаточное количество компетентных экспертов.
- Проведение экспертной оценки, как правило, требует от организаторов высоких затрат (на сбор экспертов, зачастую в одно время и место, и на оплату их услуг).
Применение экспертного метода может быть осуществлено как в индивидуальном опросе экспертов (через интервьюирование или анкетирование), так и в групповой работе экспертов. Выбор конкретного способа опроса экспертов осуществляется на основе принятой практики, компетентности экспертов, сути решаемого вопроса, возможностей организаторов и ряда других факторов.
Содержание социологического метода определения показателей качества
Помимо экспертного метода, группу эвристических методов определения показателей качества продукции представляет социологический метод. Его использование заключается в сборе и анализе мнений непосредственных потребителей исследуемой продукции.
В рамках социологического метода используют несколько различных способов сбора мнений потребителей:
- проведение устного опроса;
- распространение анкет-вопросников;
- организация выставок-продаж, конференций, аукционов и др.
Для того чтобы результаты социологической оценки качества продукции оказались достоверными, необходимо разработать научно обоснованную систему опроса. Более того, как показала практика, информацию нужно собрать и обработать методами математической статистики.
Обработка информации, полученной в ходе применения социологического метода, требует учета среднего балла и количества будущих покупателей, которые высказались за данный образец. Далее по каждому показателю качества продукции суммируют баллы, на основе чего выводится общая сумма баллов. При этом для каждого показателя, как правило, устанавливают индивидуальные коэффициенты весомости, которые могут быть обусловлены, например, производственными затратами на обеспечение именно этого аспекта качества.
Социологический метод считается самым информативным и доступным методом определения показателей качества продукции в торговле. В результате его применения можно сделать выводы о степени соответствия исследуемой продукции конкретным потребителям. Так, для оценки детских товаров привлекаются дети соответствующего возраста, а для оценки диетических продуктов - люди, которые соблюдают специальную диету. В связи с этим данный метод получил широкое распространение при выполнении маркетинговых исследований, когда производители (продавцы) изучают текущий уровень потребительского спроса.
Потребители, которых принимают участие в социологическом опросе, оценивают качество продуктов по памяти или через сопоставление со специально предоставленным контрольным образцом. Поэтому социологический метод зачастую может быть реализован по аналогии с экспертным или органолептическим методами.
Таким образом, для определения показателей качества продукции могут быть использованы различные методы. Одними из самых распространенных считаются экспертный и социологический методы, которые предполагают получение мнения людей (экспертов и потребителей, соответственно) и поэтому входят в группу эвристических методов.