Социально-психологические методы управления качеством – это приемы и способы воздействия на духовные интересы и мотивацию сотрудников предприятия, которое приводит к обеспечению качества соответствующего уровня.
Описание социально-психологических методов управления качеством
Управление качеством в организации осуществляется ее руководством посредством оказания на различные объекты соответствующего управленческого воздействия. Воздействие может быть оказано различными методами. Так, крупную группу методов составляют социально-психологические методы.
Они представляют собой способы и приемы управленческого воздействия на духовные интересы сотрудников организации, которые тем или иным образом отражаются на формировании, поддержании и поддержании качества. В основе социально-психологических методов управления качеством лежит подход, который предполагает развитие в сотрудниках организации ответственного отношения к качеству получаемых результатов трудовой деятельности.
Применение социально-психологических методов для создания и обеспечения качества обусловлено тем, что по результатам многочисленных исследований только треть успеха руководителя определяется его специальными знаниями, а все остальное – результат работы с людьми, в чем и заключаются социально-психологические процессы. Следовательно, ему нужно создать хорошее настроение у своих подчиненных, благодаря чему росла бы производительность труда, эффективность производства, качество выпускаемой продукции.
Рассматриваемая группа методов ориентирована на формирование у сотрудников организации соответствующей мотивации. Причем она может быть как трудовой (тогда руководство занимается моральным поощрением сотрудников), так и статусной (тогда - их продвижением по службе).
Предварительным условием применения социально-психологических методов управления качеством является изучение руководством организации социально-психологических, деловых и профессиональных качеств подчинённых. Кроме того, компетенция руководителей в данной сфере должна включать умения по созданию характеристик трудовой деятельности подчиненных, а также знания науки менеджмента в части управления коллективами и индивидуумами.
Основное направление использования социально-психологических методов в управлении качеством заключается в создании такой корпоративной культуры, которая позволила бы выпускать высококачественную продукцию. Она, напомним, представляет собой совокупность ценностей, убеждений, традиций, стиля работы и особенностей внутренней среды, которые во взаимосвязи определяют стратегический облик организации.
Виды социально-психологических методов управления качеством
Название социально-психологических методов управления качеством дает понять, что данная группа состоит, прежде всего, из методов двух основных видов - социальных и психологических.
Социальные методы предполагают, в первую очередь, воспитание сотрудников организации. Так, в части управления качеством в них обычно воспитывают:
- особое отношение к высококачественному труду как к искусству;
- патриотическое отношение к организации, в которой трудится;
- дисциплину и ответственность;
- инициативу (прежде всего, трудовое).
С помощью социальных методов руководство организации пытается замотивировать и морально стимулировать сотрудников на высокое качество. С этой целью занимаются социальным регулированием: формируют трудовые коллективы, управляют коллективной деятельностью и индивидуальным поведением их членов, создают социальную инфраструктуру.
Применение психологических методов осуществляется, как правило, посредством оказания воздействия на неформальные коллективы. Тем самым, в организации формируется общественное мнение о престижности высококачественного труда. Более того, создается рациональный психологический климат, обеспечивается психологическая совместимость сотрудников, предотвращаются и (или) ликвидируются конфликты в коллективе.
Важным фактором психологического воздействия является гласность о результатах труда, об успехах и недостатках. В части материального стимулирования важно обеспечивать справедливость и своевременность. А сознательное отношение сотрудников организации к работе может воспитываться, в первую очередь, посредством убеждения.
В качестве примеров конкретных социально-психологических методов управления качеством можно привести следующие приемы, способы и формы:
- Повышение самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена трудового коллектива организации, а также коллективов структурных подразделений по улучшению качества и совершенствованию управления им.
- Моральное стимулирование высокого качества результатов труда.
- Улучшение в трудовом коллективе психологического климата, которое заключается в ликвидации конфликтов, в избрании и реализации рационального стиля управления качеством, в подборе и обеспечении психологической совместимости сотрудников.
- Учет психологических особенностей членов трудового коллектива при обеспечении качества.
- Формирование у членов коллектива таких мотивов трудовой деятельности, которые ориентируют на достижение требуемого качества.
- Сохранение и развитие традиций организации по обеспечению необходимого качества.
- Вовлечение членов трудового коллектива организации в процесс управления качеством.
Таким образом, применение социально-психологических методов является одним из направлений работы руководителей организации по достижению целей, поставленных в области качества, посредством управления социально-психологическими процессами, которые протекают в трудовых коллективах.