Система углубленных знаний (Profound Knowledge) - это предложенная Уильямом Демингом руководителям организаций совокупность знаний из различных научных дисциплин, которая позволяет успешно решать проблемы менеджмента качества.
Понятие системы углубленных знаний
В 1950 году в Японии американский ученый Уильям Деминг впервые использовал девиз «Система углубленных знаний». В настоящее время она рассматривается в качестве основы Всеобщего управления качеством. Система углубленных знаний ориентирована, прежде всего, на руководителей организации, поскольку она позволяет им стать лидерами в вопросе обеспечения качеством.
Система углубленных знаний представляет собой совокупность взаимосвязанных частей планирования и обеспечения качества, управления качеством и улучшения качества. Данная система предполагает овладение детальными глубокими знаниями из следующих разделов науки:
- системный подход;
- оптимизация;
- теория вариаций;
- теория познания;
- психология.
Опыт применения системы углубленных знаний свидетельствует о том, что успешное применение углубленных знаний возможно только при их принятии, а не навязывании. Более того, нужно осуществлять обучение сотрудников менеджмента, а не заниматься созданием групп по решению данных вопросов.
Системный подход и оптимизация
Системный подход представляет собой методологию познания и практики, которая базируется на рассмотрении объектов, как систем. Это означает, что объекты декомпозируют на элементы, между которыми устанавливают наличие взаимозависимости.
При усилении взаимосвязи элементов увеличивается потребность в коммуникациях и кооперациях между ними. Поэтому руководителям современных организаций для управления предприятием как экономической системой нужно приобрести знания о внутренних взаимосвязях между всеми ее элементами и людьми, которые в ней работают.
Когда каждый элемент в системе выполняет общую цель, то имеет место оптимизация. Если работа по оптимизации потерпит неудачу, то каждый элемент в системе получит потери. При этом руководителям организаций нужно учитывать, что функционирование отдельных элементов себе в убыток может в итоге приводит к оптимизации всей системы.
Следовательно, обязательной частью компетенции менеджеров является умение решения оптимизационных задач. В частности, руководители коммерческих организаций должны оптимизировать любую систему в рамках структуры «Выигрыш - Потеря».
Теория вариации
Одним из основных положений менеджмента качества в настоящее время заключается в том, что организации функционируют в постоянно изменяющихся условиях внешней и внутренней среды. В связи с этим руководители организации должны знать основы теории вариации. Это означает, в первую очередь, понимание вариаций и получение представления о случайных и закономерных изменениях.
Кроме того, необходимо понимать возможности процесса, а также то, что вариации могут сказать о процессе и занятых в нем людях. Нужно уметь распознавать два состояния процесса (системы): стабильное и нестабильное.
Владение теорией вариации позволяет руководителям организации правильно оценивать уверенность поведения управляемой системы, а также идентифицировать и различать закономерные и случайные изменения (отклонения) процесса, что обуславливает соответствующие подходы к минимизации возникающих потерь.
Помимо того, теория вариации содержит следующие категории знаний:
- знания об интерактивном вмешательстве, которое может либо усилить воздействие, либо свести его к нулю;
- знания о взаимодействии между людьми, группами, структурными подразделениями, организациями, государствами;
- знания о функции потерь во взаимосвязи с оптимизацией совершенствования системы;
- знания о потерях, которые возникают в результате случайных воздействий или изменений.
Теория познания и психология
Большое значение для менеджмента качества имеет теория познания. В соответствии с ним любой рациональный план требует прогнозирования, которое касается условий выполнения, сравнения, проведения процедур или материала. Это связано с положительным влиянием предсказаний и объяснения прошедших событий для управления системой.
Изменение и (или) изучение чего-либо возможно только на основе совместного использования теории и результатов эксперимента. В этом случае интерпретация данных теста или эксперимента приведет к формулированию предсказания, которое в то же время должно иметь статистическое обоснование.
Практические примеры не могут помочь пока не будут изучены с точки зрения теории. А для оптимизации рабочих определений необходимы взаимосвязи и переговоры.
В последние годы большую значимость приобрела психология. Она представляет собой научную дисциплину о психологическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Психология дает возможности для лучшего понимания людей, взаимодействия между людьми и окружением. Люди отличаются друг от друга, учатся различными способами, с различной скоростью. Это должны учитывать руководители организаций и использовать для оптимизации (развития) сотрудников и организации в целом.
Психология является основой для мотивации сотрудников, что непосредственно сказывается на итоговой результативности организации. Так, люди рождаются с потребностью в общении, с необходимостью в уважении и любви. Удовлетворение данных природных потребностей должно быть на справедливой основе связано с результатами их трудовой деятельности.
Таким образом, руководители организаций в настоящее время для решения приоритетных задач в сфере менеджмента качества должны овладеть системой углубленных знаний.