Техническое регулирование - это воздействие через нормативно-правовые методы на общественные отношения в сферах разработки и применения технических регламентов и стандартов, оценки (подтверждения) соответствия.
Понятие технического регулирования
Для того чтобы обеспечить безопасность продукции, а также безопасность процессов производства, эксплуатации, реализации и утилизации этой продукции, сегодня во многих странах мира осуществляют техническое регулирование. Оно представляет собой правовое регулирование общественных отношений, связанных с разработкой и применением технических регламентов и стандартов, а также с оценкой (иными словами - подтверждением) соответствия.
С точки зрения экономической теории, техническое регулирование является реакцией на классические провалы рынка, связанные с информационной асимметрией и наличием внешних эффектов. В данном случае техническое регулирование преследует цель по снижению ущерба, который может быть нанесен здоровью людей, имуществу, общественным ценностям, окружающей среде.
В настоящее время широкое распространение в науке получил системный подход. Его, в том числе, применяют по отношении к техническому регулированию. Поэтому на национальном, региональном, отраслевом, организационном уровне созданы и функционируют отдельные системы технического регулирования.
Характеристика технического регулирования как системы
Система технического регулирования представляет собой совокупность взаимосвязанных инструментов, методов, принципов, участников, объектов, форм и других элементов технического регулирования. Системный подход позволяет комплексно взглянуть на всю область связанных общественных отношений и установить причинно-следственные связи в осуществлении тех или иных событий.
Основными инструментами системы технического регулирования, которые чаще всего используются в этой сфере, считаются:
- обязательные технические требования, которые установлены уполномоченными государственными органами в законодательных актах, в том числе в технических регламентах, по отношению к продукции и процессам;
- добровольные технические требования, которые устанавливаются национальными стандартами или стандартами организаций (они выполняются организациями исключительно на добровольной основе);
- оценка соответствия, т. е. прямое или косвенное определение соблюдения объектом предъявляемых к нему требований.
Исходя из этих инструментов можно сделать вывод о существовании двух основных форм технического регулирования - обязательной и добровольной. Помимо этого, можно говорить о существовании международного, национального, регионального, отраслевого и внутриорганизационного технического регулирования.
Посредством использования перечисленных выше инструментов стараются достичь целей, поставленных в области технического регулирования. В первую очередь, речь идет про обеспечение технической, технологической и экологической безопасности на предприятии. Для его руководства важно повысить качество и конкурентоспособность продукции, что поспособствует сохранению приоритетных рынков.
Результатами функционирования системы технического регулирования должны стать применение инновационных технологий, организация торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства, устранение технических барьеров в торговых отношениях с контрагентами.
В системе технического регулирования можно выделить несколько приоритетных направлений:
- создание современной инфраструктуры технического регулирования;
- разработка технических регламентов (и участие в ней);
- стандартизация (и участие в ней);
- подтверждение соответствия изготавливаемой продукции требованиям стандартов и условиям ее применения;
- создание информационной системы по техническому регулированию;
- подготовка (повышение квалификации) работников, ведущих трудовую деятельность в области технического регулирования.
Функционирование системы технического регулирования базируется на определенных принципах. Большинство из них связано с обеспечением единства и недопустимости.
Так, едиными должны быть правила установления требований, их применение, система и правила аккредитации, правила и методы изучения во время обязательной оценки соответствия. А не допускается в системе технического регулирования ограничение конкуренции, внебюджетное финансирование государственного контроля за соблюдением установленных требований, осуществление одним органом и аккредитации, и сертификации.
Кроме того, нужно обеспечить независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей. А само техническое регулирование должно соответствовать уровню материально-технической базы, экономического и научно-технического развития.
Главным объектом системы технического регулирования является продукция, которая может быть выражена в виде товаров, работ, услуг. В то же время в качестве объекта системы могут рассматриваться связанные процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Активными участниками системы технического регулирования являются изготовители, продавцы, исполнители, приобретатели, потребители, уполномоченные государственные органы, органы по аккредитации, органы по сертификации.
Таким образом, заметное место в современном управлении качеством занимает система технического регулирования. Ее функционирования способствует обеспечению требуемого качества продукции или связанных с ней процессов, что благотворно сказывается для всех сторон экономического взаимодействия на рынке.