Руководство предприятия - это лицо или группа работников, которые осуществляют управление основными направлениями деятельности предприятия на высшем уровне.
Работа руководства предприятия по управлению качеством
Результаты многочисленных исследований говорят о том, что большая часть успешного решения проблемы на предприятии зависит от высшего звена его руководства. Руководство предприятия представлено одним или несколькими лицами, которые принимают управленческие решения в части распоряжения материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
Руководители предприятия ведут целенаправленную деятельность по объединению и координации всех функциональных и производственных структурных подразделений предприятия. Благодаря этому обеспечивается надлежащий уровень качества выпускаемой продукции, которая способна удовлетворить требования и ожидания потребителей больше, чем продукция конкурентов.
В соответствии с концепцией международных стандартов серии ИСО 9000 руководители высшего звена предприятия персонально принимают участие в решении проблемы качества и берут на себя ответственность за проведение политики в данной области. В частности, они должны оказать содействию разработке и внедрению на предприятии системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению результативности этой системы.
Для решения перечисленных задач в области качества руководство предприятия должно предпринимать следующие действия:
- довести до сведения всех сотрудников организации важность выполнения потребительских, законодательных и обязательных требований;
- разработать и утвердить политику в области качества;
- обеспечить разработку целей в области качества;
- проводить анализ с точки зрения руководства;
- обеспечивать необходимыми ресурсами.
Обязанности руководства предприятия по управлению качеством
Международные стандарты в области управления качеством утверждают в качестве одной из обязанностей высшего руководства предприятия обеспечение выявления и выполнения требований потребителей. Это в итоге приведет к повышению их удовлетворенности.
В отношении политики предприятия в области качества руководство должно обеспечить ее соответствие корпоративным целям. Необходимо периодически проводить анализ политики предприятия в области качества на постоянную пригодность, а также доводить ее до сведения персонала (причем политику нужно формулировать на понятном для персонала языке).
Руководству предприятия еще нужно включить в политику в области качества обязательства по соответствию требованиям и постоянному повышению результативности системы менеджмента качества. Также требуется создание политикой в области качества основы для постановки и анализа целей в этой сфере.
Высшему руководству предприятия нужно обеспечить установление целей в области качества (включая цели, необходимые для выполнения требований к продукции) в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях предприятия. В то же время нужно достичь измеримости целей в области качества и их согласования с политикой в области качества.
Высшее руководство предприятия обязано обеспечить планирование создания и развития системы менеджмента качества, а также сохранить ее целостность на этапах планирования и внедрения изменений в систему. Это является условиями достижения целей в области качества.
В обязанности высшего руководства предприятия входит обеспечение определения ответственности и полномочий и их доведения до сведения сотрудников.
Высшее руководство предприятия из своего состава назначает представителя, который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, относящиеся к следующим аспектам деятельности в области качества:
- обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, которые нужны системе менеджмента качества;
- составление отчетности для высшего руководства о функционировании системы менеджмента качества и необходимости ее совершенствования;
- оказание содействия в распространении понимания требований потребителей по всему предприятию.
Анализ системы менеджмента качества
Высшему руководству предприятия необходимо через запланированные интервалы времени проводить анализ системы менеджмента качества. Целью этого анализа должно быть обеспечение постоянной пригодности, адекватности и результативности системы. В анализ рекомендуют включать оценку возможностей улучшения и потребности в изменениях в системе менеджмента качества предприятия, в частности, в политике и целях в области качества.
Входные данные для проведения такого анализа должны состоять из следующих сведений:
- результаты проведенных аудитов и проверок;
- факты обратной связи от потребителей;
- функционирование процессов и соответствие продукции;
- статус действий по предупреждению и корректировке;
- последующие действия, которые являются следствием предыдущего анализа со стороны руководства предприятия;
- изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества;
- рекомендации по совершенствованию.
Выходные данные анализа, проведенного руководством предприятия, должны быть представлены всеми решениями и действиями, которые связаны с увеличением результативности системы менеджмента качества и ее процессов, к потребности в ресурсах, а также к совершенствованию продукции в соответствии с требованиями потребителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что высшее руководство предприятия согласно международным стандартам должно играть существенную роль в обеспечении качества и надежности.