Система всеобщего управления качеством - это совокупность взаимосвязанных принципов организации, распространенных инструментов и принятых методов работы по обеспечению на всех уровнях управления соответствия продукции, процессов и иных объектов установленным требованиям.
Развитие японской системы всеобщего управления качеством
Япония считается первой страной, где началось формирование и практическое внедрение систем всеобщего управления качеством. Начало данной работе было положено в конце 1940-х - начале 1950-х гг., когда из США были приглашены специалисты по управлению качеством - Э. Деминг и Дж. Джуран. Они провели ряд лекций и семинаров для менеджеров японских ведущих промышленных компаний, после чего последние стали активно пользоваться предложенными методами и инструментами.
На предприятиях японской промышленности середины ХХ века широкое распространение получил цикл Деминга (цикл PDCA), который предполагает постоянное повышение качества за счет повторяющихся действий по планированию, выполнению, проверке и корректирующему воздействию. Технологические процессы стали управляться с помощью контрольных карт. А в 1951 году была учреждена премия за качество им. Деминга, которая первоначально присуждалась японским предприятиям и гражданам за выдающиеся достижения в области качества.
Перечисленные изменения привели к массовому внедрению японскими передовыми компаниями комплексного подхода и принципов управления качеством.
Японский подход к управлению качеством отличается следующими признаками:
- ориентация на предотвращение возможности возникновения брака;
- ответственность за качество результатов труда полностью закреплялась за непосредственным исполнителем;
- развитие творческого потенциала рабочих и служащих;
- тщательное изучение возникающих проблем, согласно последовательности выполнения операций;
- ориентация всех подразделений предприятия на постоянное совершенствование процессов и результатов труда.
Секрет японского успеха в работе по повышению качества заключается в подготовке и постоянном обучении персонала компаний. Сотрудники вовлекаются в работу по повышению качества через добровольное формирование и постоянное функционирование кружков качества. Кроме того, в Японии широкое распространение получила компьютеризация, в результате которых у местных производителей возросли возможности по совершенствованию технологий управления и производства.
Развитие европейской системы всеобщего управления качеством
В Европе внимание к проблемам качества продукции усилилось в 1980-х гг. Это привело к тому, что были разработаны единые европейские стандарты на системы качества - EN серии 29 ООО. За основу были взяты стандарты ИСО серии 9000, на которых ранее были созданы национальные стандарты. Именно так в Западной Европе происходила гармонизация отношений в области качества (в частности, были приняты общие подходы к технологическим регламентам).
Введение единых стандартов потребовало введения единых процессов проверки продукции на соответствие им. Тем самым, было принято решение о независимой сертификации продукции как условии ее доступа на европейский рынок.
Таким образом, развитие европейской системы всеобщего управления качеством отличалось следующими характерными чертами:
- все работы по оценке и подтверждению качества получали законодательную основу;
- требования национальных стандартов, правил и процедур сертификации подлежали гармонизации;
- для выполнения работ по сертификации была создана региональная инфраструктура и сеть национальных организаций;
- развитие получил аудит качества.
С 1992 года Европейский фонд управления качеством и Европейская организация по качеству ежегодно вручают лучшим европейским компаниям Европейскую премию по качеству. Утверждение ее критериев и предоставление возможности участвовать в данном конкурсе послужили европейским компаниям серьезным стимулом для организации и совершенствования работ, связанных с управлением качеством.
Развитие американской системы всеобщего управления качеством
После окончания Второй мировой войны американская промышленность (прежде всего, в сфере производства товаров широкого потребления) стала демонстрировать быстрые темпы развития. Однако качество выпускаемой продукции было низким, из-за чего четверть текущих затрат американского предприятия обычно шло на выявление и устранение дефектов продукции.
В связи с этим низкое качество рассматривалось как главный тормоз роста производительности труда американских рабочих и конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке.
Первоначально проблему низкого качества в США стремились решить за счет реализации политики протекционизма - введение тарифов, квот, пошлин, с помощью которых производители из США защищались от конкурентов из Западной Европы. Однако пример Японии показал, что основные усилия нужно направить на непосредственное повышение качества выпускаемой продукции.
В 1980-е гг. передовые менеджеры американских предприятий (в том числе на основе последних работ Э. Деминга) рассчитывали усовершенствовать процесс управления качеством за счет следующих изменений:
- радикальное изменение сознания менеджмента предприятий;
- пересмотр корпоративной культуры;
- обучение кадров на рабочих местах;
- ведение учета расходов на качество и др.
Отличительной чертой американской системы всеобщего управления качеством было применение экономико-математических методов. Кроме того, проблемы качества решались в связке с задачей повышения конкурентоспособности (как отдельной продукции, компании, так и всей страны в целом).
Стоит отметить, что в 1987 году Конгрессом США была учреждена национальная премия им. М. Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции.