Развертывание функции качества (QFD-методология) - это методология преобразования требований и ожиданий потребителей в технические характеристики продукции.
Основные сведения о QFD-методологии
В соответствии с современным менеджментом достижение качества может быть реализовано только в том случае, если уже на самых ранних стадиях жизненного цикла продукции (т.е. на стадиях ее проектирования, разработки и модернизации) руководствоваться запросами и ожиданиями ее потребителей. В настоящее время самым мощным инструментом прямого воплощения потребительских требований в непосредственные характеристики новой (или модернизируемой) продукции считается QFD-методология развертывания функции качества.
QFD-методология предоставляет руководителям предприятий средства для того, чтобы общие требования потребителя преобразовать в установленные характеристики конечной продукции и управления процессом. Тем самым обеспечивается взаимодействие между потребителем и отделами предприятия, которые отвечают за изучение рынка, проектирование и производство продукции, закупку сырья и материалов.
Развертывание функции качества фактически выступает как гибкий метод принятия решений. Результатами его применения являются понятные схемы и матрицы, с помощью которых организация может сосредоточить свое внимание на важнейших характеристиках новой или существующей продукции с точки зрения отдельного клиента, сегмента рынка, компании, а также на технологии развития.
Развертывание функции качества осуществляется посредством использования матричной диаграммы, которая из-за своей формы называется «Домом качества». Эта диаграмма условно состоит из следующих частей:
- Центральная часть дома – это таблица, у которой столбцы представлены техническими характеристиками, а строки - требованиям потребителя, а их пересечения (т.е. клетки таблицы) - уровни зависимости, если таковая имеется.
- Крыша дома - содержит информацию о корреляции между техническими характеристикам.
- Левая комната - содержит сведения о важности требований для потребителя.
- Правая комната - содержит оценочные сведения о выполнении требований (с точки зрения потребителя) для существующих на рынке подобной продукции.
- Подвал дома - содержит результаты анализа технических характеристик конкурирующей продукции, целевые значения технических характеристик продукции, оценки абсолютной и относительной важности характеристик.
QFD-методология нацелена на обеспечение на каждом этапе жизненного цикла производимой продукции такого качества, которое бы гарантировало получение конечного результата в соответствии с требованиями и ожиданиями потребителя. Развертывание функции качества осуществляется на основе таких принципов, как ориентация на потребителя, межфункциональный подход и постоянные улучшения.
Рассматриваемая методология получила широкое распространение на предприятиях, которые представляют отрасли машиностроения, производства бумаги, электротехнической промышленности, строительства, туризма, страхования, здравоохранения. Сейчас специалисты рекомендуют использовать QFD-методологию не только производственным и сервисным предприятиям, но и в общественном управлении и оказании государственных услуг.
Порядок применения QFD-методологии
В развернутом виде QFD-методология реализуется через четыре фазы, на каждой из которых строится свой дом качества:
- Фаза (процесс) №1 - идентификация целей по качеству, т. е. пожелания потребителя преобразуются в технические характеристики изделия.
- Фаза (процесс) №2 - проектирование и развитие компонентов, т. е. технические характеристики изделия преобразуются в технические характеристики компонентов.
- Фаза (процесс) №3 - проектирование и развитие производственного процесса, т. е. технические характеристики компонентов преобразуются в параметры процесса.
- Фаза (процесс) №4 - обеспечение качества производства, т. е. параметры процесса преобразуются в управляемый способ осуществления производственных операций.
После завершения каждой фазы развертывания функции качества следует проводить FMEA-анализ для наиболее важных компонентов конструкции, технологических процессов, операций. По результатам FMEA-анализа должны быть проведены мероприятия в рамках планирования качества APQP, которые предназначены для снижения рисков потребителя и повышения качества продукции.
Достоинства и недостатки QFD-методологии
Использование QFD-методологии обусловлено тем, что она позволяет организациям получить ряд преимуществ. В частности, ключевые требования и ожидания потребителей идентифицируются наиболее эффективным способом. Следовательно, создаются условия для принятия и эксплуатации потребителями новой (модернизированной) продукции.
Продукция предприятия с более высоким уровнем качества появляется на рынке раньше, чем это обычно осуществляется без развертывания функции качества. В связи с этим обеспечивается увеличение рыночной доли предприятия.
QFD-методология позволяет резко сократить время всего жизненного цикла продукции, снизить затраты на предварительную разработку продукции и на выпуск опытной партии продукции. Обеспечивается оптимальное распределение ограниченных ресурсов, что поспособствует достижению тактических и стратегических целей.
В то же время при внедрении методики QFD руководству предприятия зачастую приходится сталкиваться с рядом трудностей. В частности, во многих случаях имеют место недостаточная коммуникативность потребителей, нестандартность заказов, вынужденные изменения в проектируемой продукции. Многие аналитические вычисления являются сложными и громоздкими, причем их нужно выполнять вручную.