Образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который отвечает интересам человека, семьи, общества и государства.
Основные понятия общественной оценки качества образования
Одним из главных общественно значимых благ является образование. Оно представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения людей всех возрастов. Целью данного процесса является приобретение людьми определенного объема знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности, которые должны содействовать успешному осуществлению профессиональной, физической и творческой деятельности.
Получение образования одновременно является и правом, и обязанностью граждан. Это - право, поскольку оно способствует самореализации людей. Это - обязанность, поскольку успешное функционирование общества зависит от того, насколько успешно граждане взаимодействуют друг с другом, прежде всего, при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Следовательно, актуальной задачей современного общества является повышение качества образования и его поддержание на высоком уровне. Это обеспечивает высокопроизводительный труд, предотвращает совершение правонарушений, прививает уважение к личности и т. п.
Одной из самых важных идей политической и правовой мысли является идея гражданского общества. Она заключается в том, что граждане, которые беспокоятся о своем благополучии и благополучии всего общества, активно принимают участие в деятельности органов публичной власти. Это участие имеет место, помимо прочего, в сфере образования. А одной из форм такого участия является общественная оценка качества образования.
Под общественной оценкой стоит воспринимать процедуру реализации гражданами своих конституционных прав на участие в управлении делами государства через организацию общественного обсуждения управленческих решений, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, через изучение процесса и результатов деятельности по их исполнению, через выработку предложений по совершенствованию этих решений.
Сущность общественной оценки качества образования
Общественная оценка качества образования заключается в получении сведений:
- о деятельности образовательных организаций;
- о качестве подготовки обучающихся;
- о реализации образовательных программ.
К общественной оценке качества образования, как правило, привлекают общественные и общественно-профессиональные организации, негосударственные, автономные некоммерческие организации, а также отдельных граждан, которые могут выступать в роли экспертов в сфере образования. Привлекаемые организации, на которых возлагается ответственность за проведение общественной оценки качества образования, в большинстве случаев обозначаются как организации-операторы.
Результаты общественной оценки качества образования востребованы различными группами пользователей, которые с их помощью могут решить актуальные профессиональные и личные задачи. В частности, родители таким образом могут определиться с местом обучения для своих детей; обучающиеся могут оценить свои возможности для продолжения обучения по тем или иным образовательным программам; органы исполнительной власти могут принять те или иные управленческие решения; образовательные организации могут определиться с мероприятиями по улучшению результатов своей деятельности и т. д.
Деятельность организаций-операторов, как показывает практика, сводится к совершению ими следующих видов работ:
- выбор конкретных методов и инструментов проведения общественной оценки;
- сбор и обобщение данных, которые были получены в ходе общественной оценки (в том числе путем формирования баз данных);
- обработка и анализ информации, которая была получена в ходе общественной оценки;
- распространение результатов проведенной общественной оценки путем публикации, организации обсуждения и т. п.
Качество образования оценивается по заранее отобранным критериям и параметрам образовательной деятельности, большинство из которых регламентировано действующим национальным законодательством. В частности, деятельность образовательных организаций характеризуется открытостью и доступностью информации, комфортностью условий, вежливостью и компетентностью работников.
Результаты общественной оценки качества образования
Результаты общественной оценки качества образования значимы для многих заинтересованных групп пользователей. В связи с этим нужно обеспечить свободный доступ к этим данным. Чаще всего, это достигается путем публикации указанной информации на официальном сайте в сети «Интернет».
Возможно несколько вариантов представления результатов общественной оценки. Так, наибольшей популярностью в настоящее время пользуются следующие формы:
- Рейтинг - заключается в сравнении участников общественной оценки и в последовательном их размещении в итоговом списке в зависимости от полученных оценок (обычно «от лучших - к худшим»).
- Рэнкинг - это база данных, которые можно упорядочить по любому из имеющихся показателей (т.е. отличается от рейтинга отсутствием фиксированной формы).
- Таблица лиг - заключается в разделении участников общественной оценки на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от полученных оценок, которые для одной лиги должны быть сопоставимыми.
- Топ лучших - заключается в выделении только тех участников общественной оценки, которые попали в список «лучших» (например, Топ-100).
- Аналитические материалы - это публичные доклады и отчеты о результатах, в которых результаты общественной оценки представлены в обобщенной форме.
Благодаря общественной оценке свое развитие получает конкурентная среда в системе образования. А те модели организации образовательной деятельности, которые подтвердили свою результативность и высокое качество, получают возможность для популяризации и распространения по всей стране.