Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Процессы управления системой менеджмента качества

Определение 1

Система менеджмента качества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организации, которые ориентированы на выполнение требований, установленных заинтересованными сторонами в отношении продукции, процессов, системы в целом.

Сущность управления системой менеджмента качества

Управление системой менеджмента качества представляет собой частное направление управленческой деятельности в организации. В данном случае в роли объекта управленческого воздействия выступает система менеджмента качества, т. е. отдельная организационная структура внутри организации, которая включает в себя процессы, методы, инструменты, исполнителей, документы и другие элементы, ориентированные на достижение целей в области качества.

Фактически система менеджмента качества выступает как механизм разработки и реализации политики организации в области качества. А она, прежде всего, связана с выполнением требований, которые предъявлены государственными органами, партнерами, потребителями и другими заинтересованными сторонами и обличены в виде обязательных положений, норм и условий законов, стандартов, технических условий, договоров и иных нормативных документов.

Организация функционирует в среде, которой свойственно периодически изменяться. В связи с этим организация должна постоянно соответствующим образом адаптироваться под новые условия, в том числе, в области качества. Отсюда следует необходимость управления системы менеджмента качества.

Управление системы менеджмента качества представляется собой принятие мер по оказанию управляющего воздействия на систему в целом или на ее отдельные элементы. Это воздействие может принимать различные формы. Так, возможна их квалификация на основе этапов жизненного цикла:

  1. Разработка системы менеджмента качества - создание проекта новой системы и ее конструирование (например, разработка проектов регламентирующих документов, принятие решения о создании в организации нового структурного подразделения и определение его места в ней).
  2. Внедрение системы менеджмента качества - установление связей между элементами разработанной системы менеджмента качества и элементами прежней организационной структуры (например, внесение дополнительный функций в должностные инструкции, включение в перечень оценочных показателей ряда новых критериев и т. п.).
  3. Совершенствование системы менеджмента качества - получение обратной связи от функционирования системы и внесение в нее изменений (например, изменение плановых значений показателей результативности, начало использования новых методов контроля и пр.).
«Процессы управления системой менеджмента качества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Содержание процессов управления системой менеджмента качества

Современный менеджмент качества активно продвигает среди организаций процессный подход. В соответствии с ним управление системой менеджмента качества тоже следует рассматривать как процесс, т. е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов дельности по преобразованию входов в выходы с учетом имеющихся ресурсов и оказываемого воздействия.

Процесс управления СМК предлагают рассматривать как целостную информационно открытую систему. Причем компоненты данной системы чаще всего выделяют на основе функционального критерия. К ним относятся:

  1. Планирование (прогнозирование) - научно обоснованное определение основных направлений развития СМК в будущем.
  2. Организация и координация - создание и изменение организационной структуры менеджмента качества, установление наиболее эффективной сети связей в организации по поводу решения вопросов в области качества.
  3. Мотивация - создание благоприятных условий для продуктивной работы сотрудников, ответственных за достижение целей в области качества.
  4. Учет - сбор, систематизация и хранение информации, свидетельствующей о результатах функционирования СМК.
  5. Анализ - выявление причинно-следственных связей касательно функционирования СМК.
  6. Контроль - сопоставление фактических результатов функционирования с плановыми, идентификация отклонений и принятие мер по их устранению.

Процесс управления системой менеджмента качества должен быть эффективным. Это означает достижение максимальных значений по ряду показателей. Так, основными из них считаются результативность деятельности организации, организация управленческого труда, развитость профессионально-значимых качеств руководителей субъектов управления.

Данный перечень показателей обусловлен спецификой рассматриваемого процесса - он заключается в управлении работой тех, кто сам занимается управленческой деятельностью.

Перечень ресурсов процесса управления СМК достаточно типичен: финансовые ресурсы, производственная среда, инфраструктура, информационное обеспечение. Однако главным ресурсом в данном случае считается кадровое обеспечение, поскольку приходится иметь дело с конкретными субъектами управления, чья эффективность определяется профессиональными знаниями и навыками, опытом работы, психологическими качествами, мировоззрением, общей эрудицией, мышлением и т. п.

Входами процессов управления системой менеджмента качества, в первую очередь, являются международные стандарты ISO серии 9000 и их аналоги на национальном уровне. Также нужно учитывать законы, принятые государством в определенной отрасли. На этой основе объединения организаций или организации индивидуально могут разработать и утвердить собственные стандарты. Также учитываются другие оформленные надлежащим образом документы (в первую очередь, договоры).

На выходе управления системой менеджмента качества организации обычно получают результаты внутренних аудитов и мониторинга продукции и процессов, оценки удовлетворенности потребителей, отчеты руководителей процессов, самооценку системы, а также оценку корректирующих и предупреждающих действий.

Дата написания статьи: 11.02.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot