Приемка товаров - это разновидность правовой деятельности, которая связана с проверкой соответствия поступивших на предприятие товаров сведениям, указанным в товарно-сопроводительной документации.
Понятие и цели приемки товаров по количеству и качеству
Неотъемлемой частью деятельности любой коммерческой организации является постоянное получение товаров. Это обуславливает необходимость организации приемки товарно-материальных ценностей, получаемых ценностей. Процедура приемки товаров заключается в проверке того, что фактическое состояние товаров соответствует сведениям, которые указаны в товарно-сопроводительной документации.
В некоторых случаях закон обязывает предприятия провести приемку товаров. Так, она проводится товарными складами при приеме товаров на хранение и при возвращении товаров.
Организация приемки товаров преследует следующие цели:
- проверить количество и качество поступивших товаров на соответствие данным транспортных и расчетных документов в целях оприходования товаров;
- идентифицировать и зафиксировать случаи недостачи или ненадлежащего качества товара в целях возмещения потерь за счет виновных лиц;
- повысить скорость и снизить стоимость проведения процедуры приемки.
Приемка товаров организуется руководством предприятия. Ему следует определить ответственных исполнителей и, в случае необходимости, провести их обучение. В обязательном порядке должны быть составлены образцы приемных документов. Кроме того, именно руководство предприятия контролирует соблюдение установленных требований.
Порядок приемки товаров по количеству и качеству
Гражданское законодательство обязывает покупателя проводить проверку количества и качества товаров в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами, заключенным контрактом и обычаями делового оборота. В частности, порядок приемки товаров по количеству и качеству регулируется утвержденными инструкциями.
Так, приемка товаров начинается с их выгрузки из транспортного средства (автомобиля, контейнера, вагона и др.). На данном этапе проверка товаров по количеству направлена на вес брутто товара и число отдельных мест. В случае перевозки товаров без тары или в открытой таре проверяется вес нетто и количество единиц товара в каждом месте (ящике, корзине).
Количество выгруженного товара подлежит сопоставлению с той информацией, которая содержится в транспортных и сопроводительных документах (такими, например, являются вагонные и контейнерные спецификации, вкладыши и т. п.). Если эти документы отсутствуют, то проверяется фактическое количество товара.
В части качества товаров проверяется наличие внешних повреждений, которые могли возникнуть во время перевозки, погрузки или выгрузки товаров. В это же время фиксируются механические повреждения тары (в виде поломки, вскрытия и т. п.).
Для осуществления приемки товаров руководитель предприятия назначает не менее чем двух лиц. Как правило, эти обязанности возлагаются на складских работников. Участие перевозчика в данной процедуре не предусмотрено.
Если на первом этапе обнаружены недостачи или повреждения товаров, то получатель должен предпринять ряд действий. Прежде всего, дальнейшая приемка товаров приостанавливается. Далее принимаются меры по обеспечению сохранности продукции и предотвращению ее смешения с другой однородной продукцией.
Необходимо составить акт о выявленных недостаче или порче продукции. Этот документ подлежит подписанию теми лицами, которые производили приемку продукции. Затем определяется порядок дальнейшей приемки товаров.
Требования к содержанию акта и к порядку его составления установлены соответствующими инструкциями. В акте нужно указать место проведения приемки, часы ее начала и окончания, фамилии и должности членов комиссии, а также номер и дата удостоверения представителя, которое подтверждает его право на участие в приемке.
Если какое-нибудь задействованное лицо не согласно с содержанием акта, то оно обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии и изложить свое мнение. В акте перед подписью лиц, которые принимают участие в приемке, нужно указать, что эти лица предупреждены о несении ими ответственности за подписание акта, который содержит данные, не соответствующие действительности.
При проведении приемки товаров по количеству и качеству важно соблюдение сроков. Приемка продукции обычно ведется без перерыва. Самое общее указание о сроках заключается в необходимости проведения приемки товаров в разумные сроки. Оно нашло отражение в следующих положениях.
Приемка при выгрузке товаров из транспортных средств осуществляется в сроки, которые устанавливают для этой процедуры. Приемка товаров по качеству на складе, как правило, проводится в следующие временные рамки:
- при иногородней поставке (из другого населенного пункта) – не позднее 20 дней;
- при одногородней поставке (в рамках одного населенного пункта) – не позднее 10 дней;
- при поставке скоропортящейся продукции – не позднее 24 часов;
- в районах Крайнего Севера, в отдаленных и других районах досрочного завоза - не позднее 30 дней (продукция производственно-технического назначения), не позднее 40 дней (продовольственные товары), не позднее 60 дней (промышленные товары), не позднее 48 часов (скоропортящаяся продукция).
Таким образом, важным элементом повседневной хозяйственной деятельности практически всех предприятий является приемка товаров по количестве и качеству. Эта процедура направлена, прежде всего, на защиту прав покупателей товаров. В то же время не допускается злоупотребление покупателями права на проверку в ущерб интересам поставщиков и перевозчиков. В связи с этим эта процедура осуществляется в соответствии с регламентированным порядком.