Мышление, основанное на рисках, - это способность определять ситуацию с позиции риска, проводить идентификацию, анализ и оценку риска, быть готовым целенаправленно воздействовать на риск.
Общее представление о мышлении, основанном на рисках
Одним из главных особенностей последней версии международных стандартов ISO серии 9000, регламентирующих вопросы менеджмента качества в организациях, является декларирование системного подхода к рассмотрению рисков. Это связано с утверждением о существовании рисков во всех системах, процессах и функциях организации, в том числе во всех аспектах системы менеджмента качества.
Мышление, основанное на рисках, обеспечивает сопровождение разработки и применения системы менеджмента качества процессами идентификации, анализа и управления рисками. В соответствии с рассматриваемым мышлением анализ рисков приобретает более упреждающий характер.
Как показывает мировой опыт применения организациями мышления, основанного на рисках, оно способствует успешному решению следующих задач:
- улучшение управляемости процессов в организации;
- формирование в организации корпоративной культуры с ориентацией на предупреждение;
- содействие в обеспечении соответствия организации действующим законодательным и нормативным требованиям;
- обеспечение непрерывности качества продукции, которую выпускает организация;
- повышение доверия и удовлетворенности клиентов организации.
Пример реализации мышления, основанного на рисках
Мышление, основанное на рисках, должно также обеспечивать понимание того, что является приемлемым риском, а что нет. Например, предприятию необходимо надежно и в указанный срок доставить заказ клиенту в другой город. Следовательно, опоздание неприемлемо и нанесение ущерба (в результате транспортного происшествия) заказанной продукции тоже неприемлемо.
Согласно мышлению, основанному на рисках, достижение указанной цели за более короткий период необходимо сопоставить с вероятностью получения ущерба. Более важно доставить заказ, не нанеся ему ущерб, чем постараться вовремя привести его клиенту, подвергнув курьера риску нанесения ущерба заказу.
Трата времени на доставку заказа железнодорожным транспортом может быть приемлема, если вероятность нанесения заказанной продукции ущерба при ее транспортировке автомобилем - высокая. Тогда руководству предприятия с риск-ориентированным мышлением необходимо проанализировать ситуацию.
Пункт отправления и пункт назначения соединены железнодорожным сообщением не напрямую, а через крюк. Поэтому использование железнодорожного транспорта увеличит время, которое будет потрачено курьером на дорогу и, соответственно, увеличит риск того, что он опоздает.
Погода хорошая (осадков нет), видимость хорошая, по сообщению навигатора на дороге немного машин, автомобильное полотно ровное, ямы отсутствуют. Следовательно, руководство предприятия принимает решение, что доставка заказанной продукции автомобильным транспортом имеет допустимо низкий уровень нанесения ей ущерба вследствие возникновения аварии (дорожно-транспортного происшествия). Поэтому именно этот способ доставки поможет предприятию вовремя доставить заказ клиенту.
Пример улучшения с помощью мышления, основанного на рисках
Мышление, основанное на рисках в рамках системы менеджмента качества, охватывает весь цикл постоянного улучшения PDCA:
- Планирование.
- Внедрение — осуществление действий.
- Проверка результативности действий.
- Улучшение.
Рассмотрим это на нашем примере с доставкой заказной продукции. После того, как руководством предприятия принято решение о доставке клиенту заказной продукции при помощи автомобильного транспорта, нужно приступить к планированию снижения либо вероятность нанесения заказу ущерба от попадания в дорожно-транспортное происшествие, либо величину наносимого ущерба.
Обычно величина ущерба, который может быть причинен заказу в случае аварии, слабо контролируема (особенно, когда в автомобиль курьера врезается другой автомобиль). Соответственно, для предприятия целесообразнее направить свои усилия на максимальное снижение вероятности попадания в ДТП. Это будет выражено в планировании отправки курьера в то время, когда на дороге будет минимален машинопоток, и желательно будет хорошая погода, которая обеспечит хорошую видимость и хорошее сцепление с дорогой.
На следующей стадии происходит осуществление запланированных действий. Диспетчеры предприятия запрашивают данные о текущем и прогнозном машинопотоке на требуемой дороге и проверяют их с помощью установленных камер наблюдения, которые ведут онлайн-трансляцию в сети «Интернет». Мониторинг дорожной ситуации продолжается и после отправки курьера в путь.
Результативность запланированных и осуществленных действий проверяется на основе полученных результатов, т. е. если курьер доставил заказанную продукцию клиенту вовремя и не попал в аварию, что не повлекло нанесения ущерба заказу, то разработанный план сработал, нежелательных результатов удалось избежать.
Улучшение произойдет тогда, когда предприятие будет регулярно отправлять заказы в течение нескольких дней, в разное время и при различных погодных условиях. Это позволит собрать данные и на их основе сделать вывод о влиянии изменяющейся среды, которая представлена временем, погодой, количеством машин, на результативность плана и повышает вероятность недостижения поставленной цели (прибытие вовремя и избежание аварии.
Опыт будет подсказывать руководству предприятия, что использование автотранспорта в определённое время очень затруднителен из-за слишком большого количества машин. С целью ограничения риска будет улучшен процесс доставки путем использования в это время железнодорожного транспорта, что будет учтено при достижении договорённости о прибытии заказа в виде добавления дополнительного времени к изначальному сроку.