Показатель качества - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, которые входят в состав ее качества.
Общая характеристика показателей качества
В отношении любой продукции разработана и применяется собственная номенклатура показателей качества, т. е. количественных характеристик свойств продукции, которые являются составными частями качества. Конкретный перечень показателей качества определяется назначением продукции, условиями ее производства и эксплуатации и многими другими факторами.
Показатель качества может выражаться, во-первых, в различных физических единицах измерения (например, минута, метр, килограмм, ватт, вольт и др.), во-вторых, в условных единицах измерения (например, рубль, балл, процент избирателей и др.), в-третьих, быть безразмерным (например, вероятность наступления ожидаемого события и др.).
Окончательное формирование номенклатуры показателей качества происходит на этапе проектирования продукции, где они закладываются в ее конструкцию. Свое воплощение показатели качества находят на этапе производства. На этапе эксплуатации (потребления) показатели качества становятся индивидуальной характеристикой продукции, которая выделяет ее из других видов продукции, формирует ее потребительские свойства и, следовательно, способствуют укреплению конкурентоспособности продукции.
Учет максимального числа показателей качества является сложной и трудно решаемой задачей. В связи с этим на этапе проектирования продукции следует выделить главные показатели, которые отражают наиболее существенные потребительские свойства.
Обязательные к учету показатели качества существуют для определенных условий производства и эксплуатации продукции. В основном это касается безопасности, за обеспечением которой строго следят уполномоченные органы государственной власти.
Показатели качества в большинстве своем должны отвечать следующим требованиям:
- установление перманентной связи с качеством при условии постоянства остальных показателей;
- простота определения, измерения и контроля;
- наглядность отображения рассматриваемых свойств продукции;
- соответствие рассматриваемым свойствам;
- хорошая чувствительность к изменению рассматриваемых свойств;
- устойчивость к воздействию случайных помех.
Классификация показателей качества
В силу многообразия различных показателей качества создано большое число их классификаций, которые построены на разных квалификационных признаках. Так, в зависимости от места в жизненном цикле продукции различают прогнозируемые, проектные, производственные и эксплуатационные показатели качества.
Для наглядности и удобства потребителей все показатели качества, как правило, подразделяются на две группы, которые условно называются «цена» (объединяет экономические требования) и «качество» (объединяет технические требования). Такой подход, помимо прочего, облегчает использование методов оптимизации и выбор целевой функции.
Главными экономическими показателями качества продукции являются:
- прибыль производителя и продавца продукции;
- себестоимость продукции, которые включает в себя затраты производителя в связи с ее выпуском, реализацией и последующим обслуживанием;
- цена продукции, которая может быть оптовой и розничной;
- эксплуатационные расходы потребителя продукции, которые образованы как сумма стоимостей потребляемой энергии, расходуемых материалов, обслуживания, ремонта и утилизации, а также различных (налоговых, страховых и др.) отчислений.
Технические показатели качества продукции отличаются своей многочисленностью. Так, имеют место показатели назначения (включая производительность и эффективность), надежности (включая безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость), эргономичности, безопасности, экологичности, эстетичности, утилизации, проектно-технологические (включая стандартизация, унификация, преемственность, технологичность, транспортабельность, сохранность) и патентно-правовые показатели.
В части применения для оценки показатели качества подразделяют на базовые (абсолютные), которые имеют физический смысл, и относительные. По возможности оценки различают формализованные показатели (имеют количественную оценку, представленную числом) и неформализованные показатели (имеют качественную оценку субъективного характера).
В зависимости от количества свойств продукции, которым дается характеристика, выделяют следующие разновидности показателей качества:
- единичные показатели, которые используются в случае рассмотрения качества как функции одного параметра;
- комплексные (в том числе относительные) показатели, которые объединяют несколько свойств, описываемых собственными параметрами, и предоставляют исследователям новые характеристики продукции;
- интегральные показатели, которые объединяют несколько комплексных показателей.
Для показателей качества большое значение имеет метод определения их значений. Исходя из данного квалификационного признака возможно выделение таких показателей, как инструментальные, расчетные, статистические, органолептические, экспертные, социологические, комбинированные.
Таким образом, для характеристики качества продукции и определения ее конкретного уровня используют специальные показатели. В настоящее время существует множество показателей качества продукции, что подтверждается большим числом их классификаций. Это дает возможность для всестороннего изучения качества продукции с точки зрения соблюдения основных требований законодательства, технологии производства, организации, потребителей, общества.