Персонал - это личный состав работников организации, которые составляют группу по профессиональным или иным признакам.
Процессы подготовки персонала в системе менеджмента качества
В соответствии с принципами менеджмента качества для обеспечения выполнения требований к продукции и иным объектам хозяйственной деятельности в организации регулярно осуществляется профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала. К персоналу, выполняющему работы по всем видам деятельности организации, предъявляются требования в отношении:
- квалификации, компетентности и осведомленности, которые характеризуются уровнем профессионального образования и опытом работы;
- деловых качеств, которые характеризуются навыками организационной и практической работы по выполнению должностных функций, способностью самостоятельно принимать правильные решения, обязательностью, оперативностью, инициативностью, предприимчивостью;
- личных качеств, которые характеризуются умением работать в коллективе, обеспечивая эффективное выполнение должностных функций.
Необходимость подготовки персонала организации определяется исходя из направлений и объемов текущей и перспективной хозяйственной деятельности. Кроме того, учитываются структурные и организационные изменения, результаты анализа и аудиторских проверок системы менеджмента качества. Сотрудники организации могут самостоятельно выступить с инициативой о прохождении ими курсов дополнительной подготовки.
Подготовка персонала (руководителей, специалистов, рабочих) обычно проводится в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования по профилю организации. Существуют следующие способы повышения квалификации персонала:
- путем самообразования;
- в образовательных организациях, которые обладают соответствующей лицензией, с отрывом и без отрыва от основной трудовой деятельности;
- на стажировках в отечественных и зарубежных организациях;
- на семинарах, конференциях и других подобных мероприятиях по профилю деятельности работника.
Организации, внедрившие у себя системы менеджмента качества, разрабатывают программы подготовки и повышения квалификации персонала в процессе хозяйственной деятельности. Причем это происходит дифференцированно для различных категорий работников с учетом их опыта и знаний. Ответственность за подготовку и повышение квалификации персонала возлагается на руководителей соответствующих структурных подразделений организации.
Решение о повышении квалификации работников, которое предполагает их отрыв от производства, в обязательном порядке оформляется приказом директора по представлению руководителя подразделения. В результате квалификация каждого работника должна быть не ниже требований, установленных в должностных инструкциях.
Процессы мотивации персонала в системе менеджмента качества
Мотивация персонала в системе менеджмента качества обеспечивает добровольное вовлечение сотрудников в процесс внедрения этой системы в организацию и регулярное выполнение ими желаемых действий для повышения качества работы. Мотивация персонала рассматривается как основа и конечная мера успеха.
В системе менеджмента качества обычно выделяют пять направлений применения методов мотивации персонала:
- Условия работы.
- Ресурсы.
- Признание.
- Взаимоотношения.
- Ответственность.
Мотивация персонала на уровне всего трудового коллектива организации обеспечивает изменение общей корпоративной культуры. В отношении сотрудников отдельных структурных подразделений управление процессами мотивации персонала обеспечивает их успешное взаимодействие. Мотивация отдельного сотрудника затрагивает изменение качества выполнения отдельных операций и действий.
Если рассматривать мотивацию с точки зрения получаемых благ, то мотивация персонала бывает двух видов: материальная и нематериальная.
Материальная мотивация предусматривает получение определенных материальных благ: оплата труда, больничных листов, ежегодных отпусков, дополнительных выходных, обучения; компенсация услуг связи, питания, транспортировки; медицинское и пенсионное страхование и др. Она эффективна на уровне отдельного сотрудника.
Нематериальная мотивация направлена на получение сотрудниками эмоциональных выгод. Ее проявления - это обеспечение карьерного роста, предоставление гибкого графика работы, регулярная ротация кадров, общественное признание заслуг и т. д. Она эффективна на уровне всего коллектива организации.
При внедрении в организацию системы менеджмента качества и в ходе ее работы применяется внешняя мотивация персонала. Она заключается в оказании на персонал организации определенного (положительного или негативного) воздействия. В то же время имеет место внутренняя мотивация, которая предусматривает самостоятельное стремление персонала выполнить определенные действия. Руководство организации должно создать благоприятные условия для формирования и развития у персонала внутренней мотивации.
Обычно функции по управлению мотивацией персонала, являясь составной частью функций по управлению персоналом, выполняются сотрудниками службы персонала. В системе менеджмента качества прослеживается четкая связь между управлением мотивацией персонала и целями в области качества. Кроме того, оно используется как инструмент для вовлечения персонала в работу.
Таким образом, внедрение и функционирование системы менеджмента качества непременно сопровождается работой по управлению процессами подготовки и мотивации персонала. Причем необходимость достижения целей в области качества обуславливает определенную специфику этой управляющей деятельности.