Оптимальный уровень качества - это совокупность свойств и характеристик продукции (процесса, системы), при которой максимально обеспечиваются интересы всех заинтересованных сторон.
Понятие оптимального уровня качества продукции
Одной из главных целей управления качеством на предприятиях является достижение оптимального уровня качества. Это связано с существованием прямой зависимости между качеством выпускаемой продукции и эффективностью деятельности предприятия, поскольку качество продукции предопределяет размер доли предприятия на рынке, сумму производственных затрат, преимущества предприятия в конкурентной борьбе.
Оптимальный уровень качества представляет собой совокупность технически реализуемых свойств и характеристик продукции, которые на требуемом уровне максимально обеспечивают интересы всех заинтересованных сторон. В частности, потребители получают максимальное удовлетворение от потребления этой продукции, предприятие получает максимальный финансовый результат (прибыль) и формирует для себя положительный имидж на рынке и т. д.
Способы оптимизации уровня качества продукции
Оптимальный уровень качества продукции может быть достигнут только в том случае, если на предприятии создана и функционирует оптимальная система менеджмента качества. Для этого руководству предприятия необходимо оценить конкурирующие варианты реализации данной системы, т. е. оценить их по критериям технического качества, и выбрать наилучший. Еще требуется определить годовой экономический эффект через вычитание затрат на реализацию выбранного наилучшего варианта из затрат на реализацию базового варианта.
Оптимизация систем менеджмента качества продукции и уровня качества продукции является целевой задачей, которая решается через нахождение и анализ целевых функций. Значит, в рассматриваемом случае необходимо применять экономико-математические методы, а именно - системный анализ и имитационное математическое моделирование.
Еще одним популярным инструментом, путем применения которого можно достичь оптимального уровня качества продукции, является контрольный листок. Он представляет собой форму для систематического сбора и автоматического упорядочения данных, благодаря чему в последующем собранная информация может быть использована намного проще.
В настоящее время контрольные листки предпочтительно заполнять непосредственно в базе данных компьютера. С его же помощью далее можно провести анализ внесенных данных, разработать и предложить меры для оптимизации деятельности предприятия в области качества.
На практике используются следующие виды контрольных листков:
- для регистрации измеряемого параметра в ходе процесса производства;
- для регистрации разновидностей дефектов продукции;
- для оценки воспроизводимости и работоспособности технологического процесса;
- для регистрации причин появления у продукции дефектов.
Оптимизация затрат предприятия на качество продукции
Оптимальным уровнем качества для предприятия зачастую является такой уровень, при котором оптимальное значение приобретают затраты предприятия на обеспечение требуемого качества. Оптимизация затрат на качество является распространенной экономической задачей, которая чаще всего решается разработчиками продукции на самых первых этапах ее создания.
Данная задача заключается в том, чтобы разница между выручкой, полученной после реализации продукции, и расходами, связанными с обеспечением качества этой продукции, была максимальной. В этом случае уровень качества продукции для предприятия будет оптимальным.
Затраты предприятия на достижение требуемого уровня качества продукции разделяются на внутренние (заводские) и внешние (потребительские).
Совокупность внутренних (заводских) затрат предприятия на достижение необходимого уровня качества продукции в большинстве случаев распадается на следующие группы:
- Профилактические затраты - вызваны действиями по недопущению или предотвращению выпуска бракованной продукции (обучение персонала, метрологическое обеспечение производства, внедрение на предприятии внутренних стандартов, проведение аудиторских проверок, разработка и реализация мероприятий по улучшению конструкций изделия и т. д.).
- Оценочные затраты - вызваны действиями по оценке выполнения требований надежности продукции путем различных обследований, испытаний, контрольных мероприятий и т. д.
- Приемочные затраты - вызваны действиями по отбраковке негодной продукции, по повторному проведению испытаний, по переделке выполненной работы и т. д.
Несмотря на то, что профилактические и оценочные затраты вызваны производством продукции в настоящий период, они в то же самое время выступают как инвестиции для изготовления качественной продукции в будущем.
Внешние затраты на качество возникают после продажи продукции, у которой в процессе эксплуатации обнаруживаются различные дефекты, т. е. несоответствие установленным требованиям (следовательно, предприятию приходится заниматься устранением выявленных дефектов в рамках гарантийного обслуживания или заменять бракованный продукт на исправный). Кроме того, внешние затраты могут быть вызваны необходимостью проведения у потребителя монтажных работ по установке продукции или ее регламентному обслуживанию.
Как показывает практика, многие предприятия сегодня недооценивают значение предупредительных мероприятий по повышению качества, а ведь их проведение может привести к снижению общих затрат предприятия на качество (прежде всего, затрат на проведение контрольных, испытательных, ремонтных предприятий. Считается, что самым дешевым путем оптимизации уровня качества продукции является повышение профессиональной квалификации работников предприятий, которые непосредственно задействованы в ее выпуске.