Аудит - это форма контроля, проверки и оценки деятельности организации, а также системы, процесса, проекта или продукта.
Необходимость оценивания аудита
Качество в современной организации обеспечивается, помимо прочего, в результате проведения аудита. Аудитом принято называть форму объективного контроля, проверки, оценки объекта, качество которого находится в центре внимания организации.
Оценка эффективности и результативности аудита является обязательным условием для укрепления доверия к нему. Следовательно, аудит, как и любой другой бизнес-процесс, должен периодически подлежать оценке.
Чаще всего оцениванию подлежит внутренний аудит. Это объясняется несколькими причинами.
- во-первых, аудит сам по себе должен быть формой объективной и независимой проверки. Однако внутренний аудит подвергается сомнению насчет соответствия данным критериям из-за того, что он фактически превращается в самоконтроль;
- во-вторых, внутренний аудит призван обеспечивать высокое качество продукции процессов его производства. Но для решения этой задачи сам аудит должен выполняться с высокой эффективностью, что и должно подтверждаться по итогам процедур оценки;
- в-третьих, организация функционирует в среде, условия которой подвергаются постоянным изменениям. Следовательно, внутренний аудит, как и другие элементы организации, должны своевременно адаптироваться под новые требования, а процедура оценивания призвана обеспечить эти изменения.
Характеристика показателей оценивания аудита
Как показывает практика, деятельность по оцениванию внутреннего аудита должна соответствовать, с одной стороны, международным основам профессиональной практики внутреннего аудита, и с другой стороны, стратегическим целям организации, которые нацелены на повышение ценности и улучшение ее деятельности.
Количественные и качественные показатели оценки внутреннего аудита обычно выбирают индивидуально, поскольку они соответствуют стратегическим целям конкретной организации. В то же время в качестве примера можно привести следующий перечень показателей эффективности и результативности внутреннего аудита организации:
- оценка исполнения плана внутренних аудитов;
- соразмерность объемов планирования и аудирования;
- уровень повышения производительности труда внутренних аудиторов;
- уровень повышения результативности аудиторских технологий;
- уровень вклада в совершенствование управленческих процессов;
- число аудитов, которые приводят к совершенствованию бизнес-процессов;
- степень использования менеджментом результатов проведенных аудитов;
- степень удовлетворения потребностей стейкхолдеров и др.
Показатели оценки внутреннего аудита должны быть согласованы со стратегией соответствующего подразделения. Кроме того, процедура оценивания внутреннего аудита должна соответствовать принятым стандартам и действующему законодательству, а также обеспечивать удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон.
Как уже было сказано, для оценивания внутреннего аудита могут применяться как количественные, так и качественные показатели. Руководству организации следует найти баланс между ними, который в то же время будет учитывать утвержденные стратегические цели.
Количественные показатели основываются на существующих и всем понятным данных. Их числовые значения доступно воспринимаются и могут быть сопоставимы со значениями других организаций. Качественные показатели основываются на сборе уникальной информации с помощью более трудоемких методов (например, интервью), что позволяет лучше понять многие количественные показатели.
Необходимо обеспечить регулярный мониторинг показателей оценки внутреннего аудита. На основе его результатов предполагается проведение анализа и формирование соответствующей отчетности.
Разработка перечня показателей оценивания аудита
Для того чтобы разработать сбалансированный набор показателей оценки внутреннего аудита организации, Международный институт внутренних аудиторов предлагает последовательно реализовать следующую дорожную карту:
- Обсуждение категорий эффективности и результативности внутреннего аудита (подразумевает пересмотр международной практики и стандартов, а также стратегических планов и организационных документов организации, определение ожидаемых результатов внутреннего аудита).
- Выявление ключевых внутренних и внешних стейкхолдеров организации и внутреннего аудита, а также определение лиц, заинтересованных в деятельности внутреннего аудита.
- Разработка показателей на основе ожиданий стейкхолдеров относительно результатов внутреннего аудита, согласование показателей со стейкхолдерами и со стратегией организации.
- Мониторинг и отчетность (согласование формата и периодичности представления отчетности, периодический анализ отчетности, использование результатов анализа при определении направления деятельности внутреннего аудита).
Показатели внутреннего аудита организации рекомендуют время от времени сравнивать с аналогичными показателями, которые приняты у организаций-партнеров. Данный подход позволит удостовериться в адекватности принятых у организации показателей для использования при оценивании эффективности и результативности внутреннего аудита. Кроме того, подобный бенчмаркинг даст возможность поближе узнать и внедрить у себя оригинальные и информативные показатели.
Таким образом, обязательным требованием к внутреннему аудиту организации является демонстрации своей ценности как одного из главных элементов системы корпоративного управления. Оценка деятельности внутреннего аудита должна базироваться на расчете сильных, релевантных и надежных показателей эффективности и результативности.