Методология - это набор приемов и способов, которые представлены в виде алгоритма, ориентированного на достижение конкретной практической цели (например, построение системы менеджмента качества в организации).
Основы построения системы менеджмента качества в организации
При построении системы менеджмента качества необходимо учитывать специфику деятельности организации. Но независимо от отрасли, региона, масштаба деятельности система менеджмента качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции и обеспечивать участие в управлении качеством всех сотрудников организации - это один из главных принципов построения СМК.
Перед построением системы менеджмента качества в организации нужно принимать во внимание ее функциональное предназначение. Оно заключается в обеспечении проведения проверок (внутренних аудитов) по предупреждению несоответствий и дефектов, а также в препятствовании их допуску в производство и к потребителю. А объектами управления в системе менеджмента качества считаются:
- качество продукции (услуг, работ);
- качество процессов, выходом которых является продукция;
- качество управления;
- среда, в которой организовано выполнение процессов.
Построение системы менеджмента качества в организации подробно описано в международных стандартах ИСО серии 9000. В соответствии с ними процесс построения способствует развитию системы управления в организации посредством ее ориентации на потребности потребителей и оптимизации бизнес-процессов.
Организационной основой для системы менеджмента качества традиционно является служба управления качеством. Она представляет собой штабной орган, который в соответствии с распределением полномочий в организации отвечает за реализацию стратегии и политики в области качества. Более того, служба управления качеством организует, координирует и реализует работы по разработке, внедрению и функционированию системы менеджмента качества с учетом рекомендации международных и государственных стандартов.
Для надлежащего построения системы менеджмента качества и ее дальнейшего успешного функционирования в организации разработана соответствующая документация. В частности, обязательными для разработки и утверждения в организации являются следующие документированные процедуры: управление документацией и записями, внутренний аудит, управление несоответствующей продукцией, корректирующие и предупреждающие действия.
Этапы построения системы менеджмента качества в организации
На начальном этапе построения и внедрения системы менеджмента качества в организации определяются потребности и ожидания всех основных заинтересованных сторон - собственников, акционеров, инвесторов, потребителей, персонала, партнеров и др. Далее вырабатываются стратегия и политика организации в области управления качеством, а для их реализации определяются необходимые бизнес-процессы, методы и показатели оценки их эффективности.
По заданным показателям происходит измерение и проводятся проверки. Если будет выявлено наличие каких-либо несоответствий, то потребуется принятие и исполнение мер, связанных с их ликвидацией или в целом - с повышением эффективности системы менеджмента качества в организации. Процесс построения рассматриваемой системы обычно завершается разработкой и запуском процесса ее постоянного совершенствования.
Процессная модель построения системы менеджмента качества
В настоящее время построение системы менеджмента качества в организации реализуется в рамках процессной модели. Это означает, что данная деятельность осуществляется непрерывно, т. е. после первоначального построения системы принимаются меры по ее поддержанию в рабочем состоянии (т.е. по ее совершенствованию с учетом изменяющихся условий).
В соответствии с процессной моделью система менеджмента качества разрабатывается и внедряется в организации путем реализации следующих процессов:
- Разработка измеримых целей в области качества для каждого вида деятельности и для всех уровней организационной структуры (например, рост прибыли, повышение удовлетворенности клиентов, повышение квалификации сотрудников и др.).
- Описание основных процессов (производство продукции) и вспомогательных процессов (управление, ресурсное обеспечение, бухгалтерский учет и пр.).
- Разработка показателей процессов (показателей выходов, функционирования, результативности, эффективности).
- Оформление документов СМК (руководства по качеству, регламентов процессов и процедур, положений о структурных подразделениях, должностных инструкций и др.).
- Ознакомление персонала с оформленными документами.
- Актуализация документации СМК (периодический анализ документации и внесение в нее необходимых изменений).
- Сбор результатов измерений.
- Планирование и проведение внутренних аудитов (т. е. независимых и объективных проверок по соответствию предъявляемым требованиям).
- Анализ данных (выявление несоответствий, определение причин их возникновений, прогнозирование развития ситуации).
- Разработка корректирующих и предупреждающих действий и устранение несоответствий (т. е. совершенствование организации и ее системы менеджмента).
- Подготовка к сертификации и сертификация (т. е. проверка организации аккредитованным органом на предмет ее соответствия положениям действующих стандартов).
Таким образом, построение системы менеджмента качества в организации является комплексной деятельностью, которая не завершается после формального достижения заявленной конечной цели - создания и внедрения ряда определенных обязательных элементов системы. Она продолжает вестись, но уже в формате постоянного совершенствования системы.