Качество - это характеристика экономического субъекта или объекта, которая свидетельствует о его соответствии предъявляемым и установленным требованиям.
Конкурентоспособность - это характеристика экономического субъекта или объекта, которая свидетельствует о его возможности соперничать с аналогичными субъектами или объектами ради достижения коммерческих целей.
Понятие качества и конкурентоспособности
Обеспечение качества и конкурентоспособности является одной из главных задач, которые приходится решать предприятиям в условиях современной рыночной экономики. Качеством называется совокупность свойств, которые выражают степень соблюдения предъявляемых и установленных требований (государства, потребителей, рынка, руководства, общества и др.). Конкурентоспособность представляет собой такое состояние объекта, которое является сопоставимым с состоянием других аналогичных объектов.
Качество и конкурентоспособность являются взаимосвязанными понятиями. Обеспечение качества непосредственно ведет к обеспечению конкурентоспособности, хотя это и не единственный возможный фактор.
Основные нематериальные факторы предприятия
Рыночная экономика современного этапа развития характеризуется, прежде всего, тем, что большое значение в обеспечении хозяйствующими субъектами приемлемых качества и конкурентоспособности играют нематериальные факторы, т. е. такие активы, которые нельзя ни увидеть, ни потрогать.
На данный момент можно говорить, что основными нематериальными факторами предприятия, которые обуславливают качество его деятельности и ее результатов, а также конкурентоспособность его и продукции, являются следующие активы:
- Торговые марки, товарные знаки – это обозначения, с помощью которых продукция одних предприятий отличается от однородной продукции других предприятий;
- патенты – это законные и юридически закрепленные права изготовления, эксплуатации и продажи продукции на законодательно предусмотренный период времени;
- авторское право – это законные и юридически закрепленные права авторов на создание и использование произведений науки, литературы или искусства, которые являются объективными результатами творческой деятельности;
- зарегистрированные модели – это инновационные устройства в области механики, которые прошли соответствующие процедуры регистрации;
- лицензии и контракты – это оформляемые и выдаваемые уполномоченными органами государственной власти правовые документы, которые дают разрешение на использование предприятием технологий и разных изобретений;
- коммерческие секреты – это намеренно скрываемые предприятием информация из разных направлений основной деятельности предприятия, которая намеренно им скрывается в связи с наличием у конкурентов производственного, технологического, организационного, маркетингового интереса к данной информации;
- базы данных – это форма организации и представления совокупности данных, которые систематизированы и обработаны с помощью специального программного обеспечения, установленного на компьютерах;
- деловая репутация предприятия – это разница между стоимостью предприятия как единого финансово-имущественного комплекса и стоимостью всех его активов, которая определяется стоимостью и качеством выпускаемой продукции, платежеспособностью, эффективностью деятельности, квалификацией работников, культурой обслуживания потребителей, порядочностью руководства и др.
Предприятия в настоящее время в процессе своего функционирования вынуждены так или иначе взаимодействовать с перечисленными нематериальными факторами, поэтому им стоит уделять особое внимание.
Характеристика сертификата как нематериального фактора
К нематериальным факторам предприятия можно отнести сертификаты и стандарты. Данные документы непосредственно включены в механизм по обеспечению качества на межхозяйственном уровне.
Сертификат представляет собой юридически правильно оформленное свидетельство, а также документ, который удостоверяет определенный факт или право. В зависимости от объекта удостоверения различают три основных вида сертификата:
- во-первых, это сертификат происхождения. Этот документ оформляется в отношении конкретного продукта. Предназначение данного сертификата заключается в установлении изготовителя продукции, страны, названия предприятия, его юридического адреса и других данных, к которым потребители могут предъявлять определенные требования;
- во-вторых, это сертификат качества. Этот документ оформляется производителем с целью количественной характеристики различных свойств его продукции. Информация в сертификат качества обычно вносится выборочно, поскольку основная сфера его применения – реклама;
- в-третьих, это сертификат соответствия. Это - наиболее распространенный вид сертификата. Он представляет собой документальный результат специальной процедуры подтверждения соответствия качества продукции обязательным требованиям, которые установлены в государственных и международных стандартах, а также в стандартных нормах и правилах, технических условиях и других нормативных документах.
Законодательными актами в отношении конкретных видов продукции вводится обязательная сертификация. В данном случае без полученного сертификата соответствия и без информации о проведении обязательной сертификации продукция не будет допущена до реализации на рынке.
В то же время существует добровольная сертификация. Предприятия проходят ее как раз для того, чтобы подтвердить собственное качество и обеспечить конкурентоспособность. Наличие сертификата соответствия сегодня является весомым конкурентным преимуществом, которое гарантирует потребителям достижение определенного уровня удовлетворенности.