Анализ и контроль качества - это функции управления качеством, которые заключаются в получении информации о фактическом состоянии, его сопоставлении с запланированным (нормативным) состоянием, а также в выявлении причинно-следственных связей и принятии корректирующих мер.
Содержание анализа и контроля качества
В основу политики предприятия в области качества, помимо прочего, положены четкие представления о способах и методах проведения анализа и контроля, которые призваны обеспечить надлежащий уровень качества. Анализ представляет собой всестороннее изучение объекта в тесной взаимосвязи с внутренней и внешней средой его функционирования. Контроль заключается в сопоставлении результатов анализа с заданными (запланированными, нормативными) значениями конкретных показателей.
В результате проведения анализа и контроля руководители организации принимают решения о проведении корректирующих мероприятий, которые направлены на приведение ситуации в соответствие с заданной (в частности, на повышение качества до надлежащего уровня).
Анализ и контроль качества на промышленных предприятиях зачастую принимают форму технического контроля. Он связан с необходимостью обеспечения соблюдения установленных технических требований. Объектами технического контроля являются:
- поставки (сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия);
- отдельные элементы изделий (заготовки, детали, сборочные единицы);
- готовые изделия;
- объекты обеспечения (оборудование, оснастка, технологические процессы производства).
Технический контроль направлен на обеспечение выпуска качественной продукции, которая соответствует стандартам и техническим условиям. Благодаря этому выявляется брак и предупреждается его появление.
Классификация методов анализа и контроля качества
На данный момент в практике управления качеством в организации разнообразные методы анализа и контроля качества. Всю их совокупность следует рассматривать через призму двух больших групп.
Первая группа методов условно обозначается как самопроверка или самоконтроль. Она предполагает самостоятельное проведение оператором проверки и контроля посредством использования методов, которые установлены технологической картой на операцию, и предусмотренных измерительных средств с соблюдением заданной периодичности проверки.
Вторая группа методов условно обозначается как ревизия (проверка). Так называют проверку, которая осуществляется контролером. Она должна соответствовать содержанию карты контроля технологического процесса.
Во время анализа и контроля качества продукции используются физические, химические и другие методы. В зависимости от того, какое влияние может оказать применение того или иного метода на возможность последующего использования анализируемого объекта, различают разрушающие и неразрушающие методы.
Разрушающим методом анализа и контроля качества является испытание, которое может проводиться на растяжение и сжатие, на удар, при повторно-переменных нагрузках, в отношении твердости объекта. К неразрушающим методам принадлежат магнитные, магнитографические, акустические, радиационные методы.
Процесс анализа и контроля качества зачастую связан с определением количественного значения контролируемого параметра, которое затем сравнивается с установленным стандартом или нормативным значением. Поэтому важно знать методы, которые позволяют определить количественные значения показателей качества:
- Экспериментальный метод - заключается в проведении физических экспериментов (измерение геометрических размеров, массы, твердости, электропроводности, износоустойчивости и т. п.) посредством применения технических средств.
- Органолептический метод - заключается в определении качества соответствующими специалистами с помощью органов чувств по балльной системе (измерение вкуса, запаха, цвета).
- Социологический метод - заключается в использовании данных учета и анализа потребителей продукции.
- Экспертный метод - заключается в использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов и потребителей продукции.
Графические методы анализа и контроля качества
Простыми для применения являются те методы анализа и контроля качества, в основу которых положено графическое изображение данных. Такой подход позволяет легче распознать, понять и решить проблему.
В связи с этим в менеджменте качества большую популярность приобрели следующие методы (инструменты) анализа и контроля качества:
- Сводная карта дефектов - перечисление в таблице ожидаемых и фактически осуществленных дефектов.
- Гистограмма - графическое представление табличных данных о дефектах в виде колонок.
- Карта регулирования качества - графическая интерпретация случайных событий в системе координат.
- Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикава) – это графический способ анализа и формирования причинно-следственных связей.
- Диаграмма корреляций (корреляционная диаграмма) - это графическое представление статистического отношения между несколькими изменяющимися факторами, которое позволяет установить взаимосвязь их величин.
- Диаграмма Парето - это столбиковая диаграмма для графического изображения причин проблем (дефектов) в ранговой последовательности их влияний.
Таким образом, на данный момент разработано и используется большое количество методов анализа и контроля качества. Их применение дает руководству организации возможность для предупреждения и своевременного выявления дефектов (несоответствий), благодаря чему, в частности, бракованная продукция не будет выпущена для реализации потребителям.