Лин-менеджмент - это систематический метод устранения всех видов потерь в процессе производства продукции.
Описание концепции лин-менеджмента
При изучении феномена производственной системы японской автомобилестроительной компании Toyota возникла новая концепция управления производственным предприятием - лин-менеджмент, или в переводе на русский язык – бережливое производство. В основу этой концепции положено постоянное стремление предприятия к устранению всех видов потерь. Чаще всего устранить получается общие потери, а также потери, связанные с действием человеческого и технологического факторов.
Процесс оптимизации с точки зрения лин-менеджмента должен вовлекать в себя каждого сотрудника предприятия и при этом максимально ориентироваться на потребителя. Отсюда следует, что отправной точкой лин-менеджмента является оценка ценности продукта для конечного потребителя на каждом этапе его создания.
Концепция лин-менеджмента предполагает разделение всей деятельности предприятия на две группы операций и процессов - те, которые добавляют ценность для потребителя, и те, которые этого не делают. Задачей лин-менеджмента является планомерное сокращение операций и процессов первой группы.
По мнению практиков и исследователей менеджмента, суть лин-менеджмента сводится к процессу, который включает в себя пять этапов:
- Определение ценности конкретного продукта.
- Определение потока создания ценности для этого продукта.
- Обеспечение непрерывного течения потока создания ценности продукта.
- Создание условий для «вытягивания» потребителем этого продукта.
- Стремление к совершенству.
Среди других принципов выделяются достижение превосходного (бездефектного) качества, гибкость, установление долговременных отношений с потребителями. На основе перечисленных принципов было разработано большое количество управленческих методов, многие из которых рассматриваются как самостоятельные концепции: канбан, кайдзен, система 5S, всеобщий уход за оборудованием, поток единичных изделий и др.
Современная характеристика лин-менеджмента
Лин-менеджмент характеризуется адаптивностью, взаимосвязанностью и клиентоориентированностью. Он охватывает различные виды управления - эффективностью, рисками, ресурсами, активами. Это позволяет говорить об универсальном характере лин-менеджмента, который организации стоит рассматривать скорее как способ мышления и конкретных действий.
Технологии лин-менеджмента достаточно успешно применяются в современном мире, что подтверждается бизнес-практикой крупнейших мировых компаний в разных отраслях и сферах деятельности. В то же время его повсеместному внедрению препятствует несоответствие текущего типа менеджмента требуемому, а именно либерально-демократическому.
Для того чтобы внедрить в организации систему лин-менеджмента, необходимо предварительно провести внешний аудит ее деятельности. Его результаты позволят выявить наиболее проблемные сферы деятельности организации и уделить им наибольшее внимание.
Сущность лин-менеджмента потребителей
Эффективность предприятия может быть повышена, помимо прочего, за счет оптимизации клиентской базы методами лин-менеджмента. Рассматриваемая концепция может быть реализована на основе управления ресурсами предприятия в рамках взаимоотношений с клиентами. С этой точки зрения процесс потребления продукта потребителем рассматривается как продолжение процесса его производства изготовителем.
Современным предприятиям рекомендовано оценить прибыльность своих потребителей. В частности, их предлагается проанализировать в рамках диаграммы «операционный доход – затраты на обслуживание». Это дает основание для следующей классификации потребителей:
- «Бережливые» потребители - это прибыльные потребители с низкими затратами на обслуживание.
- «Здравомыслящие» потребители - это прибыльные потребители с высокими затратами на обслуживание.
- «Дешевые» потребители - это убыточные потребители с низкими затратами на обслуживание.
- «Агрессивные» потребители - это убыточные потребители с высокими затратами на обслуживание.
Результаты исследований говорят о том, что в высокорентабельных компаниях преобладают «бережливые» и «здравомыслящие» потребители преимущественно с межрегиональных и международных рынков, «агрессивные» потребители отсутствуют, а убыток приносят «дешевые» региональные потребители.
Лин-менеджмент исходит из того, что отказ от дальнейшего сотрудничества с не прибыльным потребителем является радикальным средством повышения общей рентабельности предприятия. Поэтому принятие подобного решения должно быть обосновано не только количественными показателями, но и качественными характеристиками конкретного потребителя. В то же время в случае подобного отказа предприятие получит резерв мощности, который должен быть использован в интересах других потребителей, прибыльных на долгосрочном интервале времени.
С точки зрения лин-менеджмента взаимовыгодная координация между предприятием и потребителями должна быть направлена на сокращение потерь и увеличение прибыли. Поэтому для улучшения этой координации рекомендуется осуществлять ценообразование по прейскурантам и выставлять потребителям «справедливые» счета, в которых детально по видам активностей указаны все затраты (в том числе и альтернативные).
Таким образом, одной из базовых концепций управления качеством на данный момент является лин-менеджмент (бережливое производство). Он предполагает учет ценности производимой продукции для потребителей и направлен на устранение каких-либо потерь в процессе производства. Благодаря такому подходу, в частности, организации можно оптимизировать свою работу с потребителями.