Квалиметрическое обеспечение - это комплекс мер, направленных на предоставление субъекту необходимых методов количественной оценки качества определенного объекта.
Понятие квалиметрического обеспечения
Составной частью науки о качестве является квалиметрия. Она направлена на исследование принципов и методов оценки качества. С практической точки зрения предназначение квалиметрии состоит в разработке и совершенствовании методик количественной оценки качества. Следовательно, актуальным является вопрос квалиметрического обеспечения менеджмента.
Сущность квалиметрического обеспечения как значимой категории в развитии систем менеджмента качества заключается в обеспечении измерительных процессов современными средствами оценивания качества продукции и процессов, методиками диагностирования и мониторинга. При этом обеспечение измерительных процессов представляет собой деятельность по созданию уверенности, что результаты проведенных измерений будут точными и объективными, а поставленная цель будет достигнута с наибольшей эффективностью.
Системы менеджмента качества внедряются все большим количеством различных организаций. В связи с этим квалиметрическое обеспечение измерительных процессов с течением времени приобретает больше узконаправленных областей (например, географическую, строительную, педагогическую и т. д.).
Методы измерения в системах менеджмента качества
Одним из базовых принципов современного менеджмента качества является внедрение и реализация процессного подхода. В соответствии с ним вся деятельность организации, ее подразделений и сотрудников рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов. В связи с этим одним из главных объектов для измерения в системах менеджмента качества являются процессы.
В настоящее время измерение качества процессов в системах менеджмента качества организаций в основном проводится следующими методами:
- Инструментальный метод - заключается в получении необходимой информации путем применения контрольного или измерительного оборудования; считается самым объективным и точным методом измерения, который преимущественно применяется для оценки основных производственных процессов, направленных на изготовление и выпуск материальной продукции.
- Социологический метод - заключается в получении необходимой информации непосредственно от потребителей результатов оцениваемого процесса путем проведения анкетирования; в наибольшей степени данный метод удобен для измерения вспомогательных процессов, результаты которых в основном потребляют сотрудники той же организации.
- Экспертный метод - заключается в получении квалифицированной оценки специалистов, в качестве которых могут выступать руководители организации, ответственные лица, исполнители процесса, потребители (или их представители), аудиторы и другие компетентные и осведомленные субъекты; данный метод оценки результатов процесса обычно используют в случае отсутствия возможности или экономической целесообразности применения двух рассмотренных выше методов.
- Расчетный (статистический) метод - заключается в обработке массивов данных или выборок с помощью средств математической статистики; данный метод зачастую используется для того, чтобы представить результаты измерений предыдущими методами в обобщенном виде.
В результате применения инструментального и расчетного методов являются некие объективные числовые данные. Формой же результатов социологического и экспертного методов являются баллы, которые имеют субъективный характер.
Инструменты измерения в системах менеджмента качества
Наука и практика менеджмента качества совместно с другими научно-практическими дисциплинами способствовали разработке, внедрению и активному использованию большого количества инструментов измерения в целях оценки системы менеджмента качества. Рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день инструменты, которые используются во время применения вышеуказанных методов.
Причинно-следственная диаграмма, или диаграмма Исикавы, представляет собой графический способ определения и изучения наиболее существенных связей между причинами (факторами) и последствиями в исследуемой ситуации. Таким образом, устанавливаются главные факторы, которые оказывают наибольшее влияние на качество продукции, а также появляются возможности для предупреждения или устранения действия данных факторов.
Диаграмма Парето представляет собой гистограмму, которая демонстрирует количественные соотношения разных показателей в порядке их убывания по частоте. С помощью данного инструмента руководители организации устанавливают приоритетные направления деятельности и оптимальным образом распределяет усилия для разрешения возникающих проблем.
Стратификация (расслаивание) направлена на установление какой-либо закономерности в массиве данных за счет их разделения. Условием использования данного инструмента является сосредоточение данных из разных источников вместе, что затрудняет определение структуры или их системности.
Диаграмма разброса помогает установить зависимость между двумя типами данных, в частности, между каким-либо параметром качества и фактором, который оказывает на него влияние. Зачастую с помощью диаграммы разброса подтверждают взаимосвязь, которая была выявлена в результате применения причинно-следственной диаграммы.
Анализ причин и последствий отказов (FMEA) проводится для того, чтобы определить потенциальные дефекты (несоответствия) и установить причины их возникновения. Благодаря данному анализу проблемы выявляются еще до их проявления и оказания ими негативного воздействия. Следовательно, появляются возможности для повышения качества какого-либо изделия или процесса.
Контрольная карта Шухарта представляет собой графическое средство сбора данных и принятия решений относительно стабильности или предсказуемости любого процесса, что определяет способы управления им. Данный прогноз позволяет сделать прогноз поведения процесса в ближайшем будущем на основе прошлых данных о нем.