Контроллинг - это форма управления качеством, в рамках которой координируют взаимодействие систем менеджмента и контроля их эффективности.
Значение контроллинга качества на предприятии
Современная практика свидетельствует о том, что эффективность управления качеством на предприятии может быть повышена, помимо прочего, за счет внедрения контроллинга. Данным понятием обозначают комплексную систему поддержки управления на предприятии, при которой значительное внимание уделяется контролю эффективности различных систем менеджмента.
По мнению многих специалистов, в условиях неопределенности экономической среды контроллинг является инновационным ресурсом, который позволяет рассчитывать на повышение качества управления предприятием. Это связано с доказанной способностью контроллинга привести предприятие к повышению качества и конкурентоспособности его продукции, а также к оптимизации процессов планирования и контроля.
Контроллинг в настоящее время признается одним из инструментов принятия управленческих решений на предприятии, в том числе решений по вопросам управления качеством. В дальнейшем эти решения тоже с помощью контроллинга исполняются, полученные результаты контролируются и анализируются.
Функции и задачи контроллинга качества на предприятии
Сущность контроллинга проявляется в тех функциях, которые он выполняет на предприятии, и в соответствующих им решаемых задачах:
- Функция целеполагания и планирования - идентифицируются экономические объекты управления, составляется перечень критических для управления факторов, согласуются алгоритмы расчета показателей и источники данных для них, утверждаются целевые значения показателей.
- Координационная функция - согласуются целевые значения показателей, производственных планов, бюджетов, смет, разрабатывается механизм учета плановой и фактической информации, определяется достаточная и необходимая ее номенклатура.
- Аналитическая функция - фактические значения показателей сравниваются с плановыми, выявляются отклонения и выясняются причины их возникновения.
- Контрольная функция - оценивается и комментируется степень достижения целевых значений показателей, формулируются выводы и предложения, проверяется исполнение решений, которые были приняты по итогам план-факт анализа.
В результате выполнения перечисленных функций и решения соответствующих задач контроллинг координирует управление качеством с другими видами управления. Для этого используется система обратных связей, которая позволяет бизнес-процессы планирования, учета, контроля и анализа объединить в замкнутые циклы.
Считается, что контроллинг в области качества продукции должен быть ориентирован, прежде всего, на разработку и реализацию рациональной стратегии взаимоотношений с поставщиками, а также на мониторинг этих взаимоотношений. Тем самым, с максимальной степенью будет обеспечено необходимое качеств поставляемых материально-технических ресурсов, что будет поддерживать высокий уровень конкурентоспособность продукции предприятия и не допускать возникновения брака на производстве.
Организация контроллинга качества на предприятии
Наиболее эффективным способом внедрения контроллинга в практику управления качеством является создание на предприятии специализированной службы в составе группы контролеров из трех-четырех человек. В зависимости от возможностей предприятия и от понимания сущности контроллинга могут быть выбраны и реализованы различные подходы к организации службы контроллинга в отношении качества продукции.
Так, службу контроллинга организуют в следующих вариантах:
- Сервисный центр, который отвечает за поддержку управленческих процессов.
- Центр компетенции, который для преодоления проблем в области качества обеспечивает предприятие знаниями, навыками, методиками.
- Координационный центр, который согласовывает между собой планы, отличающиеся по времени и содержанию, составляет консолидированный план в целом на предприятии, а также синхронизирует процессы планирования, учета, анализа контроля и информационного обеспечения.
- Информационный центр, который занимается построением информационной системы, охватывающей и оценивающей все аспекты работы по качеству на предприятии.
- Аналитический центр, который анализирует эффективность системы управления качеством и оценивает качество продукции.
- Стратегический центр, который совместно с высшим руководством предприятия принимает участие в целеполагании и разработке стратегий в области качества продукции.
Система управления качеством при контроллинге
Использование инструментов контроллинга в управлении качеством на предприятии будет способствовать логическому построению системы управления, состоящей из пяти элементов. Первым подобным элементом является учетно-аналитическая система, которая содержит в себе учетную политику предприятия, систему формирования и отображения в учете доходов и расходов, методы анализа и оценки результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Организационная структура управления качеством на предприятии создается в рамках организационно-распорядительной системы. Именно она отвечает за распределение определенных полномочий, функций и ответственности за результаты деятельности предприятия.
Система управления качеством на предприятии еще включает в себя систему мотивации, стимулирования и оценки труда работников. Она должна их ориентировать на получение высоких экономических результатов, а также на выполнение социальной миссии.
Для любой коммерческой организации важно бизнес-планирование, которое тоже входит в состав управления качеством. Оно призвано направлять предприятия на путь оптимального развития с учетом использования в производстве, обслуживании, логистике, менеджмента современных технологий и техники.
Структурированное информационное пространство формирует информационная составляющая системы управления качеством. Она обеспечивает своевременное и достоверное выполнение операций по сбору, обработке, передаче плановых и фактических данных. Кроме того, с ее помощью подготавливают, публикуют и доводят до исполнителей распорядительную и нормативную информацию.