Концептуальные полки (концептуальная лестница) - это метод активации творческого мышления, который предполагает решение проблемы через изменения уровня ее рассмотрения.
Основные сведения о методе «Концептуальные полки»
Признаком высококачественного управления в организации является способность ее руководства своевременно выявлять проблемы и оперативно их решать. Наука и практика менеджмента предлагает множество путей для решения проблемы. Один из таких путей заключается в изменении уровня рассмотрения проблемы. Речь, чаще всего, идет про формирование проблемы в более общем виде.
Описанная суть лежит в основе такой техники, как концептуальные полки (концептуальные лестницы). С их помощью можно систематически продвинуться к корню проблемы.
Применение данного метода начинается с утверждения / выдвижения предположения о неприемлемости решения проблемы. Тогда это решение переводят на более высокий (абстрактный) уровень. В то же время может быть поставлен вопрос о концепции, которая стоит за этим решением.
К решению проблемы приходят в три шага:
- Во-первых, устанавливают, что, собственно, надо;
- Во-вторых, находят альтернативы действий;
- В-третьих, выбирают решение.
Следует отметить, что указанная последовательность действий может быть повторена многократно. Следовательно, может формироваться большое число полок, свидетельствующее о развитии идей о решении проблемы.
Пример использования метода «Концептуальные полки»
Для того чтобы лучше осознать суть метода «Концептуальные полки» рассмотрим пример. Так, предстоит доклад и для его более полного представления публике в помещении необходимо повесить доску. Это можно сделать, забив гвоздь в стену и повесив на него доску. Однако имеет место проблема: поблизости нигде нет молотка.
В соответствии с первым шагом метода нужно ответить на вопрос «Что, собственно, надо?». Проблема подлежит переводу на более общий уровень. Но, как правило, сразу лучше не слишком абстрагироваться от проблемы. Для нашего примера подойдет такое переформатирование проблемы: почему именно молоток? Гвоздь в стену можно забить и другим предметом. Его и надо взять.
Здесь наступает второй шаг: «Какие имеются альтернативы?». Имеющаяся концепция предопределяет размышления о существующих возможностях для реализации этой концепции. В рассматриваемом примере это выражается в поиске возможности забить гвоздь в стену. Возможно использование с данной целью стальной трубы, камня, толстой доски. Кроме того, можно просверлить отверстие и вставить туда гвоздь.
Третий шаг метода «Концептуальные полки» заключается в выборе альтернативы. Все имеющиеся альтернативы проверяются на пригодность. На основе результатов подобной проверки субъект управления решается на одну из альтернатив. В нашем примере она может быть представлена найденной подходящей железкой или камнем, после чего рассматриваемая проблема будет решена.
Однако может произойти такой случай, что ни одна из альтернатив не устраивает субъект управления. Тогда ему придется абстрагироваться дальше. Хронологически четвертый шаг будет повторять по своему содержанию первый, но работа будет производиться уже на более общем уровне - рассматриваться будет уже гораздо более широкий спектр альтернатив.
Повторение такого абстрагирования приводит к образованию многоуровневой структуры, которая будет похожа на стеллаж с целым рядом полок. Дальнейшее продвижение «вверх» будет сопровождаться формулированием проблемы в более общем виде. В результате на нижних уровнях структуры будет появляться больше вариантов. При этом их нужно сначала вывести из вышестоящей концепции.
Продолжая рассматривать пример, можно предположить, что предмет, подходящий для того, чтобы забить гвоздь в стену, не был найден, либо же оказалось, что забивать гвоздей в стену запрещено. Тогда нужно переходить на более высокий уровень абстракции и искать «возможность закрепить доску на стене».
Решением подобной концепции может быть: «приклеить доску к стене». Далее для исполнения этого решения будут найдены подходящие варианты. Более того, возможен полный отказ от прикрепления доски к стене ввиду отсутствия каких-либо реалистичных возможностей.
В этом случае снова ставится вопрос: «Что, собственно, надо?». Тогда могут быть сформированы концепции о том, чтобы прислонить доску к стене, поставить доску на стулья и т.п. На еще более высоком уровне возможен отказ от доски и развитие идей типа: установка проектора, изготовление раздаточного материала, изменение доклада, предполагающее отказ от визуальной информации.
Приведенный достаточно примитивный пример наглядно демонстрирует, как работает эта зачастую очень полезная методика «Концептуальные полки». Дело в том, что решение большого числа проблем лежит, образно говоря, не через «поиск молотка», а через попытки рассмотреть другие возможности, причем систематически.
Применение метода «Концептуальные полки» предполагает осуществление перехода от идеи к концепции, которая становится фиксированной точкой для других идей. С другой стороны, возможен переход от одной концепции к другой — более широкой, которая может стать фиксированной точкой для концептуальных альтернатив (или альтернативных концепций). Каждая из этих концепций становится фиксированной точкой для альтернативных идей.
Таким образом, уровни (слои) концепций помогают получить каскад альтернативных идей, который можно представить в виде стеллажа с полками или в виде лестницы со ступеньками. Использование данного метода руководителями организаций позволит им успешно разрешать возникающие проблемы и принимать верные управленческие решения, что в конечном итоге приведет к повышению общего уровня качества.