Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История становления науки управления качеством

Определение 1

Наука управления качеством - это система объективных знаний о закономерностях в развитии общества в части обеспечения выполнения установленных требований.

Общее представление о научной концепции Ф. У. Тейлора

В настоящее время принято считать, что становление науки управления качеством началось с появления в начале ХХ века производственной системы американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915 гг.). Базовой идей данной системы был контроль за качеством работы персонала, который предполагал принятие в отношение рабочих, допускающих брак, различных мер воздействия. Подробное изложение идей Ф. У. Тейлора представлено в его книгах - «Цеховой менеджмент» (1903 г.) и «Принципы научного менеджмента» (1911 г.).

Производственная система Ф. У. Тейлора установила требования к качеству продукции в виде интервалов допусков – калибров. В соответствии с ними вся продукция предприятия подразделялась на качественную продукцию, которая отвечала требованиям качества, и на дефектную, т. е. бракованную продукцию.

Производственная система Ф. У. Тейлора представляет собой концепцию научного менеджмента, которая большое значение придает контролю качества. Так, необходимость постоянного внешнего контроля за трудовой деятельностью работника обусловливается его биологическим развитием как человека, в силу которого он не любит долго выполнять монотонную одинаковую работу. В связи с этим контроль является условием хорошего выполнения работником своей технологической операции в течение длительного времени.

Ф. У. Тейлор использовал положения общего менеджмента для формирования менеджмента качества (т. е. применил универсальные принципы и методы в конкретной области). В результате была создана система качества, которая оказалась системой получения качества конкретного изделия, поскольку теоретическое обоснование и практическое подтверждение получил подход индивидуального контроля изделий. Отсюда первый этап развития науки и практики управления качеством в настоящее время преимущественно известен как фаза контроля качества или фаза отбраковки.

«История становления науки управления качеством» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Производственная система Ф. У. Тейлора состояла из предложенных и сформулированных понятий верхнего и нижнего пределов качества, а также поля допусков, разработанных контрольных инструментов, обоснованных систем независимой проверки, штрафов за брак, разнообразных форм повышения качества работы. Кроме того, Ф. У. Тейлор предлагал реализовать в управлении качеством системный подход, кадровый менеджмент, идею разделения ответственности между работниками и управленцами, идею научного нормирования труда, идею иерархической структуры управления организацией.

Ф. У. Тейлор выделил три причины низкой производительности труда, которая, в частности, приводила к производству продукции низкого качества:

  • во-первых, по мнению персонала, повышение выработки приведет к сокращению числа рабочих, которые будут задействованы в процессе производства на предприятии (иными словами, к сокращениям);
  • во-вторых, на предприятии была выбрана и реализована неверная система организации управления, поскольку она приводила к медленному выполнению работниками своих трудовых обязанностей;
  • в-третьих, излишнее использование труда рабочих вызвано применением непроизводительных методов производства.

По сути, производственная система Ф. У. Тейлора представляет собой управление качеством отдельных деталей, сборочных единиц, конкретных изделий, которое базировалось на осуществлении индивидуального контроля качества (что в настоящее время во многом воспринимается как инспекция). Кроме того, эта система позволила построить замкнутый механизм управления качеством, используя экономические и административные санкции (штрафы и увольнение) в отношении рабочих, которые допускают брак.

Механизмы управления качеством представлялись в виде взаимодействия деталей работающей машины. Поэтому творческую функцию выполняли только инженеры на этапе планирования. Обязанности же рабочих по существу сводились к исполнительным действиям машин.

Недостатки научной концепции Ф. У. Тейлора

Как показало время, несмотря на научный подход к рассмотрению вопросов управления качеством, производственная система, которая была предложена Ф. У. Тейлором, приводила в конечном итоге к возникновению ряда существенных недостатков:

  • организациям приходилась формировать и содержать большой контрольно-ревизорский аппарат;
  • внутри организации у руководства была плохо налажена обратная связь с персоналом;
  • работники проявляли слабую заинтересованность в решении общих дел организации;
  • подразделения организации в основном были раздроблены;
  • работники отчуждали свои личные интересы от интересов предприятия.

В результате предприятия в начале ХХ века, руководствуясь теоретическим положениям, которые были сформулированы Ф. У. Тейлором, осуществляли расходы на обеспечение качества в больших объемах (прежде всего, на содержание контроллеров и организацию контрольно-инспекционной деятельности), но их отдача была недостаточно высокой. Данная проблема способствовала дальнейшему развитию науки управления качеством.

Таким образом, становление науки управления качеством связано с научной деятельностью американского инженера Ф. У. Тейлора. Он при помощи научного инструментария обобщил практический опыт производства (прежде всего, опыт Генри Форда), обосновал важность решения вопросов обеспечения качеством и разработал механизмы их решения преимущественно посредством контроля. Распространение идей Ф. У. Тейлора привело к повышению эффективности производства многих предприятий и дало толчок к дальнейшему развитию науки управления качеством.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 09.04.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot