Стандартизация - это установление правил в форме стандартов в целях их добровольного многократного использования и достижения, тем самым, упорядоченности в сферах производства, обращения продукции, а также в целях повышения ее конкурентоспособности.
Общие сведения о стандартизации
Одним из способов оптимизации процессов практической деятельности, который получил широкое распространение на предприятиях машиностроения, является стандартизация. Она представляет собой деятельность по разработке и принятию стандартов - специальных документов, в которых на основе рациональных решений устанавливают определенные правила производства и обращения продукции.
Суть стандартизации заключается в многократном использовании правил, установленных в стандартах. Оно должно привести к достижению упорядоченности в сферах, связанных с хозяйственной деятельностью предприятий машиностроения. Следовательно, возникает возможность для повышения конкурентоспособности производимой продукции.
С помощью стандартизации находят решения повторяющихся задач. Благодаря этому оптимизируются процессы практической деятельности по важнейшим для общества критериям.
История стандартизации в дореволюционной России
Первые попытки стандартизации на предприятиях в России относятся к 1555 году, когда для измерения пушечных ядер стали использовать стандартные калибры-кружала. Начало промышленной стандартизации в России было положено на рубеже XVII-XVIII вв. В то время Петр I, ввиду того, что иностранные рынки предъявляли повышенные требования к качеству товаров, издал ряд указов, в соответствии с которыми нужно было обеспечить взаимозаменяемость деталей и проводить ресурсные испытания.
В 1694-1696 гг. по единому образцу была изготовлена серия галер и брандеров.
В 1701 году Петр I издал указ о строительстве типовых жилых домов в Петербурге.
В 1718 году были организованы бракеражные комиссии, уполномоченные на проверку качества экспортируемого льна.
Промышленная стандартизация в мире получила развитие в связи с развитием массового производства и железнодорожного транспорта. В частности, уже в XIX веке в ряде отраслей экономики, которые отличались быстрыми темпами научно-технического прогресса, стали появляться единые нормативные документы (правила, технические условия и др.).
Так, в 1842 году в России было принято Положение о мерах и весах, которое предполагало введение на территории всей страны единой стандартизированной системы российских мер и весов. Для обеспечения соблюдения этой системы в 1845 году была учреждена Государственная служба мер и весов.
Для того чтобы приблизить строения и подвижной состав на железнодорожном транспорте, в 1860 году были утверждены габаритные нормы предельного очертания. Более того, в этом году был установлен единый размер колеи. В 1898 году были приняты единые технические условия для поставки продукции, необходимой железнодорожному транспорту, а уже в следующем году - на проектирование и строительство железных дорог.
В 1900 году был официально опубликован «Русский нормальный метрический сортамент», которое предназначалось заводам, потребляющим в процессе производства железо.
Несколько позднее в сфере стандартизации были предприняты усилия:
- по разработке правил и норм проектирования электротехнических устройств;
- по введению норм на цемент;
- по унификации вооружения;
- по стандартизации торговой классификации зерновых и др.
Однако значительным препятствием для внедрения единых стандартов в дореволюционной России было большое количество иностранных концессий, чьи владельцы обычно применяли свои стандарты. Данная ситуация затрудняла производство и товарообмен.
История стандартизации в советской и современной России
После революции 1917 года одним из первых был издан декрет «О введении международной метрической системы мер и весов». Благодаря ему в стране осталась только одна официально действующая система мер. В целом можно сказать, что после революции в России началось становление централизованной системы стандартизации.
В 1923 году Совет Труда и Обороны издал постановление «О стандартизации экспортируемых товаров», в соответствии с которым Наркомат внешней торговли разрабатывал и вводил стандарты на экспортируемые товары, после чего контролировал их соблюдение. В 1924 году подобные полномочия получил Наркомат внутренней торговли, но уже в отношении товаров, предназначенных для внутреннего рынка.
Следовательно, все отечественные предприятия машиностроения были обязаны точно исполнять установленные стандарты.
Первый общесоюзный орган в области стандартизации - Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны - был создан 15 сентября 1925 года. В последующие 4 года этим органом было утверждено больше 300 стандартов (на продовольственную, строительную, химическую и другую продукцию). Разрабатываемые в те годы общесоюзные стандарты были следующих видов - номенклатура, размеры, технические условия, методы испытания.
В 1930-е годы произошла децентрализация стандартизации. Это, в частности, в создании на предприятиях Бюро по стандартизации.
В 1940 году был издал указ, согласно которому выпуск продукции с нарушением обязательных стандартов признавался преступлением, равносильным вредительству.
В 1970-е годы были разработаны первые стандарты безопасности труда, стандарты по охране окружающей среды, стандарты в области управления.
В современной России была пересмотрена государственная политика в области стандартизации. Так, обязательными для предприятий остались требования стандартов в части обеспечения безопасности, технической взаимозаменяемости, информационной взаимозаменяемости, единства методов контроля и единства маркировки. Другие требования были рекомендуемыми.