Обеспечение качества — это процесс формирования и поддержания требуемых свойств и характеристик продукции.
В истории подходов к обеспечению качества изделий можно выделить два основных периода. Первый период длился примерно до 1960-х гг. и представлял собой период контроля. Второй период приходится на сегодняшний день и представляет собой период управления качеством (или по-другому - период контроллинга).
Контроль качества изделий
Первоначально качество изделий преимущественно обеспечивалось в результате осуществления контрольной деятельности. Суть этой деятельности сводится к тому, что фактическое состояние контролируемого объекта или его отдельного параметра сравнивается с заранее определенным (запланированным, желаемым, нормативным и др.) состоянием.
Причем контроль с течением времени развивался и приобретал различные формы. Так, сейчас различаются следующие стадии в развитии контроля качества изделий:
- индивидуальный контроль;
- цеховой контроль;
- приемочный контроль;
- статистический контроль.
Индивидуальный контроль качества существовал на предприятиях вплоть до ХХ века, т. е. еще во время донаучного управления качеством. Он предусматривал единоличный контроль, т. е. работник, который изготовил определенный продукт (готовое изделие или деталь к нему), сам контролировал результаты своей работы на каждом этапе. По итогам этого контроля работник вносил корректировки в производственный процесс.
При условии добросовестного подхода работника к своей работе, полного и правильного овладения методами контроля такой подход обеспечивал постоянный выпуск качественной продукции. Однако данные условия зачастую не выполнялись. Более того, работники были вынуждены выполнять двойную работу (производственную и контрольную), что негативно сказывалось на итоговой результативности предприятия.
В начале ХХ века качество изделий стало обеспечиваться за счет цехового контроля. Для него был характерен перевод функций контроля качества с уровня отдельных работников на уровень цеха. Также, в это время закладывались основы стандартизации производства, что находило отражение в изготовлении взаимозаменяемых деталей. Следовательно, единообразным становился контроль их качества.
Новые знания, которые появлялись в области управления качеством, способствовали образованию приемочного контроля качества. В соответствии с ним предприятия стали создавать специальные службы технического контроля, со специально обученными контролерами, поскольку исполнители не могли дать полную оценку качеству изделия.
Работы американских ученых-статистиков послужили толчком к применению статистических методов для контроля качества. Благодаря им предприятия отошли от практики сплошной проверки изделий. Теперь проверка осуществлялась выборочно, в соответствии с заранее составленной программой отбора образцов и последующей обработки полученной информации с помощью методов математической статистики.
Комплексный подход к обеспечению качества изделий
Обострение конкуренции в мировой экономике и продолжающееся разделение ответственности работников привели к образованию комплексного управления качеством. Оно также известно как контроллинг, который направлен на координацию взаимодействия систем менеджмента (в нашем случае - менеджмента качества) и контроля их эффективности.
В рамках комплексного управления качеством ответственный отдел технического контроля осуществляет координацию деятельности всех структурных подразделений предприятия по выполнению функций управления качеством. Это означает, что все работники и руководители вовлекаются в выполнение мероприятий, разрабатываемых отделом технического контроля, с целью обеспечения эффективного функционирования системы менеджмента качества.
Современный подход к обеспечению качества изделий предполагает:
- системный подход к решению текущих и стратегических задач;
- формулирование долговременных перспектив и нацеленность на их реализацию;
- осуществление глубинных изменений в отношениях между рабочими и руководителями;
- бесконечный поиск совершенства.
Реализация вышеперечисленных аспектов приведет к тому, что контроль качества изделий будет дополнен планированием качества изделий (речь идет про заблаговременную разработку систем, которые необходимы для выполнения пожеланий клиента) и организацией повышения качества изделий (т.е. формированием предпосылок, необходимых для улучшения изделий).
В настоящее время для того чтобы обеспечить качество изделий, нужно признать, что качество означает соответствие стандартам, система обеспечения качества должна быть ориентирована, прежде всего, на предотвращение дефектов, отсутствие дефектов является нормой работы и необходимой является оценка затрат, вызванных несоответствием норме.
Как пример обеспечения качества изделий в рамках комплексного подхода можно привести практику организации на предприятиях кружков качества, которые впервые появились в Японии в середине прошлого века. Они представляют собой добровольную группу различных специалистов (например, технолога, маркетолога, системного администратора, финансиста, юриста, сотрудника отдела кадров и др.). Они на регулярной основе собирались, обсуждали и решали проблемы качества, что приводила к небольшим, но приводящим к улучшениям преобразованиям.
Таким образом, подход к обеспечению качества изделий претерпел значительные изменения в последние десятилетия. Если первоначально, качество изделия обеспечивалось только за счет его сравнения с образцом, то сейчас в процессе обеспечения качества задействован весь персонал предприятия и используются методы и инструменты из различных сфер деятельности.