Наука управления качеством - это научная дисциплина, в рамках которой разрабатывают и совершенствуют принципы, законы, методы, инструменты обеспечения соответствия параметров конкретного объекта установленным требованиям.
Первый этап развития науки управления качеством
Первый этап развития науки управления качеством (1890-1920-е гг.) характеризовался тем, что акцент был сделан на контроле готовых изделий. В связи с этим разрабатывались подходы, направленные на сортировку готовой продукции. Тем самым, пытались добиться попадания к потребителям только качественных изделий.
Самым известным теоретиком того периода является Фредерик У. Тейлор (1856-1915 гг.). Свои научные труды он создал во многом на основе изучения практического опыта Генри Форда.
В связи с тем, что наука управления качеством в начале ХХ века развивалась с точки зрения необходимости контроля готовых изделий, на практике это нашло отражение в том, что в 1920-е годы число контролеров на отдельных предприятиях достигало 20-30 % от общей численности персонала, что, в свою очередь, было очень затратным для многих организаций.
Еще один существенный недостаток данного научного направления заключался в том, что сформулированные подходы предлагали оценить годность изделия и оказать на него управляющие воздействия (в виде доработки или утилизации) уже после завершения производственного процесса, т. е. основное внимание уделялось не причинам появления брака, а лишь его последствиям.
Второй этап развития науки управления качеством
На следующем этапе развития науки управления качеством (1920-1950-е гг.) в область ее интересов сначала вошли сами производственные процессы, а затем и стадии, которые предшествуют процессу производства.
В сфере управления качеством в то время были разработаны и получили развитие статистические методы контроля. Их разработкой и пропагандой активно занимались видные американские ученые, которые, как сейчас считается, являются основоположниками современной науки управления качеством:
- Уолтер Э. Шухарт (1891-1967 гг.);
- У. Эдвард Деминг (1900-1993 гг.);
- Джозеф М. Джуран (1904-2008 гг.).
Развитие статистических методов контроля качества было обусловлено осознанием того, одной из главных причин существования брака является присущая процессам производства изменчивость. В связи с этим требуется контроль не только и не столько за качеством отдельных изделий, сколько за характеристиками самого процесса производства, обеспечение его стабильности и соответствия требованиям.
Статистические методы контроля качества дали предприятиям возможности, во-первых, для контроля за процессом производства, во-вторых, для оптимизации процесса контроля готовых изделий, в-третьих, для проведения испытаний не всей партии изделий, а только некоторого строго рассчитанного числа изделий, после чего мог быть сделан вывод о годности всей партии.
На втором этапе развития науки проблема качества по-прежнему изучалась как проблема инженерно-технического характера, а проблема управления качеством - как проблема организационного и социально-психологического характера.
Третий этап развития науки управления качеством
Третий этап развития науки управления качеством (1950-1980-е гг.) связан с развитием методов обеспечения качества. В это время формировались различные системы качества, с помощью которых деятельность по качеству стала организовываться на комплексной основе. Следовательно, решение вопросов качества приходилось начинать с изучения требований потребителей и заканчивать послепродажным обслуживанием.
Данный этап начался с выступления в 1950 году У. Э. Деминга перед ведущими представителями промышленности Японии. Он рассказал о программе обеспечения качества, в основу которой были положены следующие аспекты:
- необходимость совершенствования системы управления в целом;
- высшее руководство организации принимают непосредственное участие в решении проблем качества;
- все сотрудники организации подлежат обучению основным методам обеспечения качества;
- основное внимание уделяется мотивации сотрудников организации к высококачественному труду.
Было также обоснована необходимость документирования систем обеспечения качества.
Для подтверждения способности организации удовлетворять запросы потребителей были разработаны специальные механизмы - аудит первой стороны или самооценка (проводится самой организацией), аудит второй стороны (проводится заказчиками), аудит третьей стороны или сертификация (проводится независимым аккредитованным органом по соответствию).
Четвертый этап развития науки управления качеством
В настоящее время (начиная с конца 1980-х годов), по мнению специалистов, имеет место четвертый этап развития науки управления качеством. Он характеризуется появлением и развитием концепции TQM - всеобщего управления качеством. Главная идея данной концепции состоит в формулировании и постановке четких целей для развития организации, а затем в проектировании деятельности организации и мотивации сотрудников для достижения поставленных целей.
Следовательно, всеобщее управление качеством требует вовлечения всех работников, что дает организации возможность с выгодой использовать их способности. Важным признается ориентация всей деятельности организации на потребителя и его запросы, в связи с чем еще требуется постоянное осуществление различных улучшений.
Таким образом, на данный момент управление качеством является основой управления организацией. Причем главной целью управления качеством сейчас является не просто выпуск продукции, которая лишена каких-либо дефектов, а удовлетворение запросов потребителей.