Функциональная модель оценки менеджмента - это инструмент совершенствования системы управления в организации.
Понятие функциональной модели оценки менеджмента
Отправной точкой для развития организации является оценка ее деятельности. Ее результаты способствуют выявлению у организации сильных и слабых сторон, нахождению путей совершенствования бизнес-процессов.
Важнейшей составляющей при оценке менеджмента организации является менеджмент качества. Разработано несколько подходов к оценке деятельности организаций в области качества. Наиболее известными подходами являются премия Деминга и Европейская премия по качеству (EFQM).
Менеджмент качества в организации еще может быть оценен при помощи, так называемой, функциональной модели. С ее помощью можно проанализировать бизнес-процессы и деятельность руководителей по управлению организацией, проследить динамику и тенденции улучшений, выявить сильные и слабые стороны, исходя из чего можно определиться со сферами первоочередных улучшений. Таким образом, функциональная модель оценки менеджмента по сути выступает как один из инструментов совершенствования системы управления в организации.
Описание основных функций менеджмента
Функциональная модель оценки менеджмента базируется на четырех функциях менеджмента: прогнозирование / планирование, организация, мотивация, контроль.
Перечисленные функции менеджмента образуют структуру управления, которая определяет характер взаимосвязей организации. В данном случае речь идет про координацию и коммуникацию.
Функции прогнозирования и планирования связаны с проблемами определения будущей стратегии. В частности, определяется текущая стадия реализации принятой миссии и установленных целей, выбираются конкретные способы достижения целей, намечают направления развития организации.
Выполнение функции организации заключается в решении поставленных задач, в формировании рациональной организационной структуры, в ресурсном обеспечении (сотрудниками, материалами, финансами, информацией) процесса производства. Занимаясь организацией, руководители максимально эффективно настраивают бизнес-процесс.
Другая функция управленческой деятельности - мотивация - направлена на побуждение конкретных сотрудников к совершению определенных действий для достижения целей организации путем задействования механизма личной заинтересованности.
Для своевременной проверки качества бизнес-процесса на каждом этапе необходим контроль. Он представляет собой форму постоянно действующей обратной связи. Если система контроля налажена правильно, то появляются возможности для повышения эффективности деятельности организации, укрепления доверия заинтересованных сторон (клиентов, партнеров, инвесторов, государства и др.), предотвращения издержек, обусловленных ликвидацией брака.
Для регулирования и постоянной диагностики системы управления в организации чрезвычайно важны координация и коммуникация. Одна из их основных задач состоит в анализе отклонений в работе и корректировании текущих планов и задач согласно тому, как изменяется ситуация.
Показатели оценки менеджмента в функциональной модели
Функциональная модель оценки менеджмента предлагает анализ перечисленных факторов, каждый из которых может быть оценен с помощью следующих показателей:
- Планирование: постановка стратегических целей и оперативных задач, сбор и анализ информации о клиентах на рынке, доведение информации и нормативных требований, сбор и анализ информации о прямых конкурентах и лидерах рынка, планирование ресурсов.
- Организация: формирование организационной структуры, распределение полномочий и установление зон ответственности, подбор кадров по образованию, опыту, компетенции, создание благоприятных условий для выполнения функциональных обязанностей, эффективность процесса создания новых ценностей.
- Мотивация: лидерство и корпоративная культура, условия для профессионального развития сотрудников, удовлетворение потребностей сотрудников, вовлечение сотрудников в процесс совершенствования, удовлетворение сотрудников результатами своей деятельности.
- Контроль: система контроля исполнения и качества работы, критерии оценки полученных результатов, измерение степени удовлетворенности клиентов, рациональное использование ресурсов, соответствие полученных результатов установленным целям.
- Координация: соединение и координация первых четырех функций управления, установление взаимосвязей внутри организации, система разрешения конфликтов, текущий анализ отклонений (пересмотр и корректировка планов), информационный менеджмент.
Каждый показатель оценивается экспертами. Возможно пять вариантов оценки, начиная от отсутствия ведения деятельности и заканчивая постоянным и эффективным ведением деятельности (так называемая, эталонная система). В итоге определяется общая оценка текущего состояния менеджмента, которая отражает уровень развития системы управления в организации.
Для наглядного представления результатов оценки менеджмента на основе функциональной модели рекомендуется использование пентаграммы. А после принятия корректирующих мер формируется новый коммуникационный профиль, который накладывается на старый. В результате определяется эффективность улучшений и динамика построения конкурентоспособной системы управления.
Таким образом, для оценки менеджмента руководителями многих организаций используется функциональная модель. Она дает им возможность получить наглядное представление о том, какие функции управления в настоящее время выполняются эффективно, а какие функции нуждаются в принятии определенных корректирующих мер.