Управление качеством - это деятельность по обеспечению соответствия объектов управления установленным требованиям, что приводит к более полному удовлетворению потребностей.
Предпосылки к развитию управления качеством в Европе
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. в европейских странах наметился переход к более активному проведению политики в области управления качеством. Европейцы того времени измели свое отношение к проблеме управления качеством, прежде всего, с изменением положения на мировых рынках, где устойчивые позиции в основном занимали американские и японские компании.
Качество товаров, которые предлагали европейские производители, уступало качеству товаров конкурентов. Это свидетельствовало о недостаточности одних только контрольных функций.
Ранее европейцы относились к качеству как к случайной категории, которая основывается на низком уровне цен и подчиняется общим идеям и первой цели - получению прибыли. Новый подход означал проведение строгой политики качества к каждому изделию, качество провозглашалось первой целью, а его основой был низкий уровень дефицита.
В течение 1980-х годов во многих европейских странах отмечалось движение по совершенствованию подходов к вопросам повышения качества продукции и услуг. В частности, на основе международных стандартов ИСО серии 9000 разрабатывались и внедрялись разнообразные системы качества.
Страны Западной Европы в то время провели большую и целенаправленную деятельность по подготовке и созданию единого европейского рынка. Одним из направлений той деятельности была выработка единых требований и процедур, что в конечном итоге способствовало повышению уровня качества поставок.
Меры европейской политики в области качества
Большую роль в деятельности по координации европейских экономических связей сыграли различные ассоциации, комитеты и другие организации. Результатом подготовки к открытому общеевропейскому рынку, который был назначен на 1 января 1993 г., стали следующие достижения в области качества:
- Разработка единых стандартов.
- Гармонизация национальных стандартов на системы качества, созданные на основе международных стандартов ИСО серии 9000.
- Введение в действие европейских аналогов стандартов ИСО серии 9000 – EN серии 29000.
Предполагалось, что разработанные и утвержденные стандарты должны гарантировать потребителям высокое качество продукции, а производителей, в свою очередь, стимулировать к новым достижениям в области качества. Важное место в системе европейской торговли заняла сертификация продукции и систем качества на соответствие принятым стандартам.
Среди других изменений, которые произошли в конце ХХ века в европейской политике в области качества, можно отметить следующее:
- принятие новой концепции гармонизации стандартов;
- введение требований по обеспечению безопасности и надежности продукции;
- введение маркировки продукции товарным знаком ЕС;
- образование Европейского координационного совета по испытаниям и сертификации;
- образование Европейского комитета по оценке и сертификации систем качества.
Таким образом, одним из главных оснований европейской политики обеспечения качества стала концепция удовлетворения запросов потребителей. В соответствии с этим перед производителями других стран, которые желали выпустить свою продукцию на европейский рынок, предъявлялся ряд серьезных требований.
Спецификой европейского подхода к решению проблем качества является законодательная основа для проведения всех работ, которые связаны с оценкой и подтверждением качества. Еще одна отличительная особенность заключается в создании в Европе региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т. д.
Европейский фонд управления качеством (EFQM)
Для того, чтобы выстоять в международной конкурентной борьбе, руководители 14 крупнейших европейских компаний (Bosch, British Telecom, Bull SAS, Ciba-Geigy, Dassault, Aviation, Electrolux, Fiat, KLM, Nestlе, Olivetti, Philips, Renault, Sulzer, Volkswagen) в сентябре 1988 г., осознавая необходимость принятия неординарных мер, подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (EFQM).
Данная некоммерческая организация, штаб-квартира которой сейчас расположена в Брюсселе (Бельгия), сосредотачивает свои усилия на поддержке руководителей западноевропейских компаний в вопросах создания и улучшения качества, укрепления культуры европейского качества. Тем самым, эти компании могут достичь существенные преимущества во всеобщей конкуренции.
Европейский фонд управления качеством разработал модель EFQM. Она представляет собой всемирно признанную структуру управления, используемую для поддержки организаций в управлении изменениями и повышении производительности. С помощью модели EFQM европейские организации получают навыки для развития культуры постоянного совершенствования.
Кроме того, фонд ежегодно проводит Европейскую премию по качеству. Она предназначена для признания организаций, которые достигли выдающегося уровня непрерывного совершенствования на основе оценки по модели EFQM. Причем в конкурсе на получение данной премии могут участвовать не только европейские организации, но и компании из других частей света.
Таким образом, страны Европы и европейские компании не остались в стороне от развития и распространения идей об управлении качеством. Данная область стала одним из важных направлений европейской экономической политики, которая должна обеспечить компаниям и фирмам Европы преимущества в международной конкурентной борьбе, а европейским потребителям - безопасное и полное удовлетворение потребностей.