Сущность и задачи культурно-познавательных туров
Цель культурно-познавательных туров – это знакомство с традициями, обычаями, культурой различных стран, городов, регионов, а также расширение кругозора туристов путем посещения музеев, выставок и театров.
Такие туры могут организовываться как по территории России, так и по территории Европы или других государств. Основой в таких турах является богатая экскурсионная программа, которая насыщена осмотром городов и их достопримечательностей, архитектурными ансамблями, храмами и культурными объектами, музеями, а также иными формами знакомства с культурой в иных формах.
Перемещение по территории России организуется на основании Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ», в которой дается определение понятия «турист», однако этот закон не выделяет в своем тексте понятие «культурно познавательный туризм».
Культурный туризм выделился в качестве основной категории туризма примерно в 1970-ом году, когда исследователи выявили дополнительные цели туристов, которые появляются у них в ходе путешествия. Это:
- желание понять культурную среду, в которой они находятся.
- желание приобщиться к культурному наследию в месте пребывания, ознакомиться с историческими и иными достопримечательностями.
На начальной стадии развития культурно-познавательного туризма предполагалось, что он интересен лишь для высокообразованной части общества. Только в 1990-ых гг. было установлено, что не только интеллигенция интересуется культурно-познавательными турами - культурно-познавательный туризм стал выступать в качестве способа отдыха и развлечения широких масс.
В современном мире индустрия туризма считается одной из крупнейших, доходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Ежегодно возрастает количество туристских поездок с культурными, познавательными и обучающими целями, вследствие чего происходит постоянное расширение форм и видов культурного туризма. Так, по данным Всемирной туристской организации, на долю данного вида туризма приходится свыше 25% туристских прибытий. По прогнозам, данные цифры будут ежегодно расти.
Технология организации культурно-познавательных туров по историческим городам России
Культурно-познавательный туризм означает ознакомление с историей и культурой городов и стран в целом, основанное на внутренней мотивации, желании туриста приобрести новые знания и получить определенную степень причастности к данной культуре. При формировании туристских маршрутов необходимо учитывать объекты, которые можно осмотреть на определенной местности, а также общий уровень их концентрации.
Среди объектов культурного наследия исторических городов России можно выделить следующие объекты:
- Памятники истории и археологии.
- Архитектурные памятники,
- Памятники ландшафтной архитектуры.
- Облик малых и больших исторических городов, сельских поселений.
- Музеи, выставки, театры, инсталляции и т.д.
- Социокультурная инфраструктура.
- Объекты этнографии, ремесла, народные промыслы, центры прикладного искусства.
Материальная база культурно-познавательного туризма основывается на совокупности архитектурных памятников, зданий, сооружений, а также прилегающих к ним территорий, уровнях развития инфраструктуры, наличии и состоянии компонентов материальной базы, соответствии данных компонентов общепринятым мировым стандартам и требованиям.
Рынок познавательного туризма достаточно широк, так как не зависит от возраста туристов, пола, социального положения, основывается только на круге их интересов. Человека может интересовать многое, в том числе что-то непривычное, нетрадиционное и необычное, ранее им невиданное и неизвестное. Поэтому при разработке экскурсионно-познавательных туров особое внимание стоит уделять освещению именно данных сторон туристического маршрута.
Туристы желают получить информацию о новых местах, и путешествие выступает как средство получения данной информации. Культурно-познавательный туризм основан на максимальных охватах аудитории за счет привлечения туристов из самых различных туристских ниш, в том числе из пляжного, активного и даже делового. Характерной чертой данного вида туризма выступает мобильность туристов, которые за короткий промежуток времени пытаются увидеть как можно больше достопримечательностей и новых объектов.
Рисунок 1. Разновидности познавательного туризма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Технология организации культурно-познавательных маршрутов
Работа туроператоров по созданию культурно-познавательных маршрутов по историческим городам России включает в себя пять этапов, взаимосвязанных между собой:
- Проектирование тура. Данный этап основывается на результатах маркетингового исследования, в ходе которого изучаются потребности туристов, исследуется конкурентная среда, результаты обобщаются.
- Планирование тура. Данный этап основывается на взаимоотношениях туроператора с поставщиками туристских услуг.
- Продвижение тура. Данный этап предполагает определенные вложения в рекламу туристского продукта, его продвижение с использованием различных инструментов.
- Сбыт турпродукта. Тур продукт может быть сбыт непосредственно клиентам либо через агентскую сеть.
- Реализация тура. Включает в себя непосредственно организацию поездки, оказание услуг, которые входят в пакет.
При разработке туристского продукта особое внимание уделяют первым двум пунктам. Для создания интересного культурно-познавательного маршрута необходимо обязательно его методическое обеспечение фирмой, которое выражается в подготовке необходимой документации, описанию полностью самого тура, процесса его производства. Туры и их технологическая документация должны отвечать требованиям, установленным на территории России и направленным на защиту прав потребителей. Технологическая документация должна быть соответствующим образом укомплектована.
В итоге сформированный туристский продукт должен отвечать таким критериям, как обоснованность, надежность, безопасность, целостность, простота в эксплуатации, гибкость, способность к модификации и привлекательность.