Организационная структура санаторно-курортного предприятия
Широкий комплекс задач, которые необходимо решить современным санаторным предприятиям и сложность санаторно-курортного продукта предполагают многоуровневую организационную структуру.
Большинство организаций реализует услуги следующего характера:
- лечебно-профилактического;
- прием и поселение;
- организация питания;
- спортивно-оздоровительного;
- анимационно-досугового;
- сервисного и бытового.
Организационная структура типичного санаторного-курортного комплекса выглядит следующим образом:
Вспомогательные службы санатория представлены следующими подразделениями:
- 1 — электроснабжение;
- 2 — системы водоснабжения и водоотведения;
- 3 — теплоснабжение;
- 4 — транспортное обеспечение;
- 5 — прачечная.
Предприятия санаторного типа представляют собой сложную систему взаимосвязанных служб, выполняющих различные функции.
Характеристика служб санатория
Главным структурным подразделением предприятия санаторно-курортного типа является медицинская служба. Его возглавляет заведующий или начальник медицинской службы. Также данное подразделение подразумевает наличие старшей медицинской сестры, сестры-хозяйки, врачей, медицинских сестер и младших медицинских сестер.
Службой по организации питания отдыхающих руководят два начальника. Все подразделение находится в ведении заместителя главврача по медицинской части, осуществляющего управление с помощью шеф-повара, сестры-хозяйки и диетслужбы. Задачи по снабжению продуктами питания и их хранению решает заместитель по административно-хозяйственной работе.
Организация работы данной службы может подразумевать и другой принцип, когда все подразделение находится в ведении заместителя по хозяйственной работе, а за обеспечение санитарно-гигиенического режима и выполнение норм по диетпитании отвечает заместитель по медицинской части.
Организация приема и размещения гостей происходит в приемном отделении, находящемуся в подчинении у начмеда и являющемуся медицинским отделением. Чаще всего пансионаты и дома отдыха организовывают службу приема и размещения по гостиничному типу.
Организацией досуга занимается подразделение по культурно-массовой работе. Оно находится в непосредственном подчинении у главного врача либо заместителя по культурно-массовой работе.
К вспомогательным службам относятся электрики, сантехники, автохозяйство, ремонтно-строительная группа, садово-парковое хозяйство, отдел охраны и отдел снабжения. При это сотрудниками инженерно-технического подразделения руководит заместитель главврача по технической части, а остальными - заместитель по административно-хозяйственной части.
Функциональные подразделения включают бухгалтерию, планово-экономический отдел, отдел кадров, коммерческий отдел по продаже путевок. Первыми двумя отделами руководит главный бухгалтер, прочими генеральный директор или его зам. по коммерческой работе.
Принципы работы санаторно-курортного комплекса
Прибытие отдыхающего в санаторий начинается с приемного отделения, где осуществляется его регистрация и выдается направление на размещение и прием к лечащему врачу. Также принято уточнять у гостя его самочувствие, замеряются антропометрические показатели, АД, температура.
Далее гостя провожают в номер. После размещения гост отправляется на первичный прием к лечащему врачу, который должен быть проведен в течение суток с момента приезда. Совместно с врачом еще раз оговаривается диагноз, составляется список дополнительных исследований пациента и разрабатывается тактика лечения.
Выполнение всех лечебных процедур контролирует палатная медсестра, которая отвечает за конкретным участком. В ходе лечения проводятся дополнительные приемы лечащим врачом, примерно, один раз в пять дней.
Критерии лечебной деятельности санаторно-курортного предприятия:
- взаимосвязь с предыдущим лечением в медицинском учреждении по месту жительства;
- максимально результативный эффект лечебного оздоровления;
- контроль за соответствием диагнозов пациентов медицинскому профилю предприятия;
- предварительное обследование пациентов с формулировкой точного диагноза, что способствует уменьшению временных затрат на диагностику и перенесение их на санаторно-курортное лечение;
- индивидуальные сроки пребывания в санатории;
- предоставление к услугам гостей необходимой лечебно-диагностической базы, специалистов узкого профиля и совокупность лечебных процедур, соответствующих медицинской специализации предприятия;
- уделение большого внимания профилактическим медицинским мерам.
Период пребывания на предприятиях санаторно-курортного типа зависят от характера болезни и природных лечебных ресурсов региона, где находится курорт. В большинстве организаций они варьируются от 21 до 24 суток.