Реклама в туризме
Основная цель рекламы в туризме – это создание у потребителей специфического отношения к туристским продуктам. Рыночная экономика внесла некоторые коррективы в форму и содержание туристской деятельности. Реклама в настоящее время выступает в качестве связующего звена между потребителем и производителем туристских услуг.
С помощью рекламы возможно поддержание обратной связи с потребителем и рынком. Однако целенаправленные рекламные усилия должны прилагаться не только в сфере производства товаров, но и в сфере торговли. Без умения пользоваться рекламными инструментами туристский продукт не получает широкой возможности для реализации на рынке, не может участвовать в конкурентной борьбе за рынок сбыта, конкурируя с другими товарами и услугами.
Реклама также способствует созданию условий для свободного выбора туристских продуктов. Подобная тактика позволяет контролировать продвижения товаров на рынке, следить за их качеством и конкурентоспособностью, что необходимо в условиях перенасыщения современного рынка товарами и услугами.
Иногда в сферу торговли проникает недобросовестная реклама, которая вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемых товаров и услуг, а также их качества. Как правило, она отличается недостоверностью, неэтичностью, является заведомо ложной или скрытой. Поэтому потребителям необходимо осторожно относиться к рекламируемым товарам, проверять всю имеющуюся информацию. Особенно данная тактика касается туристских услуг, которые приобретаются не сиюминутно, а по месту конкретного оказания услуг размещения, питания, развлечения и т.п.
Многие западные фирмы используют рекламу как мощное оружие, в том числе для завоевания российского рынка. Так, рекламными объявлениями зарубежных товаров и туристских услуг обклеены троллейбусы, трамваи, столбы и т.д. Реклама иностранных товаров захлестнула Россию с помощью средств массовой телекоммуникации. Несмотря на то обстоятельство, что данная реклама стоит достаточно дорого, рекламодатели на нее не скупятся, так как такие затраты практически всегда окупаются. Однако рекламный рынок в России имеет своеобразную динамику. Границы данного рынка постоянно расширяются за счёт появления новых организаций, предприятий, и, соответственно, новых клиентов. Данный подход касается и туристских услуг.
Рисунок 1. Правовое регулирование рекламы в туризме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правовое регулирование рекламы туристического продукта
Федеральный закон от 2006 г. «О рекламе» рассматривает рекламу в качестве любой формы, предназначенной для донесения информации до юридических или физических лиц о товарах, идеях и начинаниях. Реклама направлена на неопределённый круг лиц и призвана сформировать или поддержать интерес к товарам, идеям, услугам, начинаниям.
В настоящее время для распространения рекламы используются телекоммуникационные средства, в том числе сеть Интернет. В частности, туристские фирмы использует данный ресурс следующим образом:
- Публикуют рекламу туристских услуг на собственных или чужих Интернет-страницах.
- Продают туристические услуги через Интернет-сайты или Интернет-магазины.
В первом случае Интернет используется только с целью рекламы туристских услуг. В частности, на персональных или чужих страницах может размещаться рекламная информация относительно деятельности туристской компании, возможности приобретения её услуг или турпродукта. Для того чтобы получить конкретную туристскую услугу, необходимо посетить офис компании, произвести там оплату турпродукта и получить необходимый пакет документов. Однако многие туристские предприятия предпочитают второй способ, продавая свой туристский продукт через сеть Интернет. Преимущества данного способа заключаются в более низких расходах на персонал, содержание офиса, а также более быстрое взаимодействие с клиентом.
В случае подачи заявки онлайн она может обрабатываться двумя способами:
- В режиме запроса. В данном случае на электронную почту компании приходит письмо, на которое отвечают сотрудники туристской фирмы. Они проверяют возможность предоставления запрашиваемых туристских услуг в обозначенный период и информируют клиента по электронной почте, предлагая оплатить данные услуги. После того, как услуги были оплачены, клиенту высылается необходимый пакет документов, который подтверждает право последнего на получение заказанных услуг.
- В режиме реального времени. В случае заполнения и отправки формы клиент получает информацию о возможности получения определенных услуг, после чего бронирует и оплачивает их. Это достигается с помощью систем бронирования, которые внедрены в деятельность конкретной компании, заключившей договор с местами питания, размещения и т.д. После того, как оплата произведена или гарантирована, сайт автоматически генерирует необходимые документы, высылая их клиенту по электронной почте или иным способом связи. Однако при таком способе практически полностью исключается общение туристов с персоналом туристской фирмы. Оно необходимо лишь в случае возникновения каких-либо проблем при получении туристской услуги.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в том числе в туристской сфере, обозначена в ст. 14.3 КоАП РФ.
Особенности рекламной деятельности туристских фирм в России
Продвижение туристских услуг имеет ряд сложностей. В первую очередь они связаны с высоким уровнем конкуренции, в том числе в сети Интернет. Конкуренция приводит к удорожанию компаний по раскрутке ресурсов, рекламированию товаров. Однако выбирая любую форму рекламы, необходимо учитывать, что конкуренты могут пойти аналогичным путем.
Соответственно, для эффективного рекламирования на любой площадке необходимо использовать новые методы продвижения турпродукта, новые маркетинговые ходы.
В настоящее время можно выделить следующие проблемы в рекламе современной туристской сферы в России:
- Отсутствие информированности населения. Например, многие российские курорты не имеют аналогов в мире, однако данная информации известна лишь ограниченному кругу людей.
- Отсутствие компетентного продвижения российских турпродуктов.
- Высокая стоимость отдыха на многих российских курортах, транспортные проблемы.
- Отсутствие партнерских отношений между туристскими организациями различных уровней.
- Редко используется сеть Интернет для продвижения, апробирования новых маркетинговых ходов.