Особенности развития туризма в Крыму
Разнообразные факторы приводят к росту популярности Крыма на туристском рынке России, а также за рубежом. В настоящее время это регион, где туризм развивается максимально быстрыми темпами. Кроме того, в общей стратегии развития туризма Российской Федерации особое внимание уделяется задачам интеграции республики Крым в туристскую систему России.
Для обеспечения устойчивого развития туризма в Крыму необходимо обеспечение транспортной доступности, устранение проблем, связанных с инфраструктурой, утверждение специальных целевых программ по развитию туризма, создание и функционирование новых туристско-рекреационных кластеров. На сегодняшний день в республике Крым многое сделано для снижения потерь в туристской сфере в ходе переходного периода. Стоит отметить, что у данного туристского региона имеются как сильные, так и слабые стороны:
- Сильные стороны туристской сферы Крыма известны всем – это уникальный регион, в котором имеются необходимые ресурсы для развития туризма, в том числе благоприятные природные и климатические условия, водные, земельные ресурсы, исторические достопримечательности, возможность развивать разные виды туризма на территории региона.
- Слабые стороны туристской сферы Крыма - изолированность республики, отсутствие надежных способов транспортного сообщения с материковой частью России, низкий уровень обеспеченности основными ресурсами, выход из строя основных фондов здравниц, неудовлетворительное состояние ряда туристских объектов, которые нуждаются в реконструкции, неудовлетворительное состояние оборудования пляже и т.д.
В настоящее время интерес к республике со стороны туристов неуклонно растет, что обуславливает приезд на полуостров путешественников с высокой платежеспособностью. Кроме того, на территории Крыма внедряются инвестиционные проекты, которые выгодны многим предпринимателям, физическим лицам и организациям, ввиду уникального потенциала полуострова, наличия возможностей развития разных видов туризма, а именно медицинского и оздоровительного, культурного, познавательного, событийного, экстремального, спортивного, научного и т.д.
Так, за счет инвестиций были осуществлены: строительство моста через Керченский пролив, реконструкция строительных и трубопроводных коммуникаций, перестройка инфраструктуры региона, а также модернизация ряда объектов туристского комплекса. В настоящее время планируется дальнейшее развитие туризма в Крыму.
Рисунок 1. Развитие туризма в Крыму. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Факторы, которые мешают развитию туризма в Крыму
Несмотря на то, что Крым является перспективным направлением для развития туристской сферы, имеются отдельные угрозы и факторы, которые делают невозможным выполнение в срок ряда программ по развитию туризма.
В первую очередь, стоит отметить изолированность Крыма в сочетании с нестабильной социально-политической обстановкой. Многие государства так и не признают факт вхождения Крыма в состав территории России, что обуславливает резкое сокращение туристских потоков из некоторых государств, в том числе с территории Украины. Кроме того, на территории Украины, расположенной непосредственно по соседству, наблюдается нестабильная социально-политическая обстановка, которая приводит к материальным, техническим и технологическим сложностям в Крыму.
Также стоит отметить, что основное население на территории региона живет именно за счет доходов от туристского бизнеса, однако другие сферы деятельности на территории региона практически не развиты, что приводит к понижению качества и уровня жизни населения региона. Сегодня одним из приоритетных направлений является повышения качества жизни населения за счет развития бизнеса на территории региона, привлечения инвестиционных проектов не только в туристскую, но и иные сферы деятельности.
На территории региона также наблюдается инновационная активность, внедряются новые инновационные решения и разработки в практику производства некоторых товаров и услуг, что определяет их преимущество перед другими участниками рынка. Кроме того, в городе Севастополь в настоящее время разработан проект по созданию 11 туристско-рекреационных кластеров, которые должны быть обеспечены необходимыми объектами инфраструктуры. Создание данных кластеров позволит активизировать туристскую сферу региона, обеспечить его востребованность и конкурентоспособность на туристском рынке.
Важной проблемой также является сезонная дифференциация въездного потока. Развитие некоторых видов туризма, например, экстремального, будет способствовать увеличению продолжительности высокого сезона, что, в свою очередь, повысит уровень занятости населения.
Рисунок 2. Развитие туризма в Крыму. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Специфика реализации программ по развитию туризма в Крыму
Программы развития туризма в Крыму, в основном, являются государственными, однако подразумевает партнерство с частными организациями и компаниями, данное направление во многих программах выделяется как одно из важнейших. Взаимодействие государства и частного бизнеса играет важную роль при формировании туристской отрасли региона. Частный бизнес лучше, чем государственные органы и структуры, видит препятствия, которые могут возникнуть при реализации определенных туристских проектов. Кроме того, представители частного бизнеса быстрее могут реализовать имеющиеся благоприятные возможности, проанализировать возможные риски, причем не только в финансовых, но и в иных сферах.
При развитии туризма в Крыму также стоит основываться на тщательно непредвзятом анализе туристской отрасли. Для того чтобы туризм эффективно развивался, деятельность туристских координационных советов должна охватывать максимально широкий круг участников, учитывая их мнение при формировании проектов.
В настоящее время в Крыму также не используются в полном объеме резервы информационного и коммуникационного обеспечения туристских брендов, например, информационное пространство. Между тем, грамотная рекламная деятельность в сети Интернет способна привлечь достаточно большое количество туристов, продвинуть местные туристские продукты. Так, практически не используется блогосфера как маркетинговый инструмент, который дает действительно хороший результат по привлечению новых клиентов. Во многих гостиницах нет возможности проведения видеоконференций, отсутствуют официальные каналы на видеохостингах и т.д.