Инновации в туризме
Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов в области туризма, а также управление ими представляет собой сложную методологическую проблему, связанную с нововведениями, в том числе в туристской сфере. В настоящее время выделяют следующие классификационные признаки инноваций:
- Источник идей, который отражает потребности туристов, открытия и изобретения.
- Инновации как способ развития региона, в том числе инфраструктуры туризма, самих характеристик турпродукта, способов и средств распределения турпродуктов, управления ими, а также факторов производства, которые влияют на общее состояние рынка туризма.
- Степень новизны, а именно факторы, которые улучшают качество продукции, являются прорывными.
- Широта воздействия или масштабность туристической продукции может характеризоваться локальными, глобальными и системными свойствами.
- Инновационное наполнение, отражающее капиталоемкость продукции.
Инновации в туризме рассматривают как системные мероприятия, которые отражают новизну продукции и приводят к позитивным сдвигам в туристской деятельности, обеспечивая тем самым устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализации туристских проектов, которые вначале не приносят существенной прибыли, может дать серьезный толчок развитию туризма, тем самым способствовать созданию новых рабочих мест, приросту доходов населения. Примером тому является успех города Великий Устюг Вологодской области, который на сегодняшний день позиционирует себя как родина российского Деда Мороза.
Инновационный туризм достаточно специфичен. С одной стороны, он получает свое признание через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента туристскими продуктами. С другой стороны, он обеспечивается благодаря поддержке со стороны туристских организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций, деятельность которых определенным образом связана с туризмом, а также благодаря оценке деятельности всей отрасли местным населением. Только взаимодействий всех перечисленных субъектов может привести к качественному инновационному процессу, а также появлению нового туристского продукта, общему развитию сферы туризма.
Принципы внедрения инноваций в туризме Подмосковья
Основные принципы инноваций в туризме Подмосковья следующие:
- Научность, которая заключается в использовании научных знаний и методов для формирования туристского продукта.
- Системность. Разрабатываемые стратегии и новации должна учитывать факторы и условия, которые существуют в регионе и необходимы для удовлетворения потребностей людей в отдыхе, также учитываются ресурсы региона, социальное воздействие на общество, состояние окружающей среды и т.д.
- Соответствие инноваций потребностям клиентов. Предполагается введение только тех новшеств, которые действительно нужны клиентам, а не тех, которые хочет внедрить туристская организация или отдельные ее представители.
- Позитивность результата. Неразумные, непродуманные новшества могут быть опасными для туристов, а также для конкретных предприятий. Необходимо учитывать влияние новшеств на биосферу и общества в целом.
- Имманентность инвестиционным процессом. Для реализации инноваций используются инвестиционные ресурсы, однако при их использовании необходимо установить эффективность, определить значимость и масштабность предполагаемых нововведений.
- Соответствие инновационной деятельности и ее результатов, а также общему уровню развития общества и туризма.
- Связность. Нововведения не заканчиваются с появлением на рынке нового туристского продукта, он на определенном этапе своего существования должен вызвать потребности или стимулировать идею создания следующего нового продукта, тем самым обеспечив непрерывный круговорот, финансовую поддержку данного процесса.
- Безопасность. Любые нововведения должно быть безопасными, гарантировать безопасность не только для людей, но и для окружающей среды.
Таким образом, инновационная деятельность рассматривается в качестве комплекса научных, технологических, организационных, коммерческих и т.д. мероприятий, которые приводят к созданию инноваций. Деятельность считается инновационной, если она привносит новые знания, технологии, подходы и т.д.
Инновации в туризме в Подмосковье
В настоящее время в Подмосковье активно развивается туризм, в том числе внедряются инновации в различных сферах, например, в сфере пляжного отдыха, семейного отдыха, развития горнолыжного спорта, гастрономического туризма и агротуризма, приключенческого отдыха и т.д.
Основные инновации, которые используются в регионе, связаны с технологическими достижениями. Например, в регионе активно используются бесконтактные технологии подтверждения личности биометрическими данными.
В 2019-м году Подмосковье получило награду журнала National Geographic Traveler в номинации «Инновационные проекты в сфере развития регионального туризма».
Рисунок 1. Вручение награды журнала National Geographic Traveler. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данный регион уникален в туристском плане, так как на его территории расположено 6 тысяч объектов культурного наследия. В настоящее время развиваются самые различные виды туризма. Появляются новые интересные программы и проекты, многие из них направлены на создание туристско-рекреационного кластера и развитие инновационного экотуризма. Правительство региона отмечает, что участие во многих туристских проектах продиктовано не столько стремлением получить призовое место, сколько желанием развивать экологично чистый отдых.
В настоящее время специалисты отмечают, что Подмосковья является перспективной сферой для развития инноваций в туризме. Основные новации связаны именно с технологическим обеспечением деятельности туристских организаций, гостиниц и т.д., например, введением системы биометрического бронирования, открытия номеров по технологии Tach. Мест, которые можно посетить в регионе, множество, однако инфраструктура пока что развита не на достаточном уровне. Многие туристы выбирают другие направления, потому что нет комфортных условий отдыха.
В настоящее время планируется развитие туризма по следующим направлениям:
- благоустройство территорий;
- внедрение инноваций, в том числе технологических;
- обеспечение транспортной доступности;
- составление подробных экскурсионных маршрутов.