Особенности проектирования туристско-экскурсионных программ в рамках городского туризма
Значение культурно-познавательного туризма в современном мире очень велико. Он реализуется как в материальной, так и в нематериальной среде, подстраиваясь под изменения рынка. В рамках формирования туристского продукта необходимо использовать специфическую методику проектирования экскурсий, которые пользуются на сегодняшний день особой популярностью.
Суть обзорной экскурсии строится на показе различных объектов, таких как:
- памятники природы и культуры;
- здания и сооружения;
- природные объекты;
- места знаменитых, исторических событий;
- элементы города, в том числе элементы благоустройства;
- промышленные и сельскохозяйственные предприятия и т.д.
Проведение обзорной экскурсии позволяет получить общее представление о крае, городе или области, определенном объекте, о государстве в целом. Экскурсия чаще всего имеет хронологические рамки, которые ограничены временем первого упоминания и настоящим днем, также в экскурсии приводятся рассуждения на тему развития события или объекта. Обзорная экскурсия может быть ограничена определенной тематикой, которая должна быть раскрыта в полном объеме. Тематика экскурсий может быть разной:
- исторические;
- этнографические;
- археологические;
- военные;
- военно-исторические;
- музейные и т.п.
Исходя из темы экскурсии определяются объекты, которые должны будут посетить туристы, план их демонстрации. На практике деление экскурсий на темы весьма условно, так как некоторые темы могут пересекаться. Необходимо также рассчитать, на какое количество человек рассчитана экскурсия и каким способом необходимо будет доносить материал. Обзорные экскурсии в рамках одного населенного пункта могут быть пешеходными, если передвигаться предстоит на небольшие расстояния. Если экскурсия предполагает протяженный маршрут, необходимо использовать транспорт для передвижения.
Рисунок 1. Этапы разработки экскурсии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Техника составления обзорных экскурсий
Экскурсоводы, которые только начинают составлять экскурсии, обычно пользуются методическими рекомендациями для того, чтобы более полно и эффективно сформировать текст экскурсии.
В ходе разработки обзорной экскурсии необходимо учитывать следующие моменты:
- Продолжительность. Экскурсия должна быть не только четко регламентирована, но и учитывать время на передвижение по населенному пункту, возможность возникновения пробок, ДТП, сложных ситуаций.
- Количество экскурсантов. Обзорные экскурсии могут быть групповыми или индивидуальными.
- Наличие экскурсовода, его подготовленность.
- Возможность передвижения по заранее обозначенному маршруту.
- Поставленная цель экскурсии, целенаправленность в показе объектов обзорной экскурсии.
- Вовлечение участников экскурсии в активную деятельность. Они могут наблюдать, изучать, исследовать, в конце каждого этапа может быть обсуждение.
Обзорные экскурсии должны обладать следующими обязательными признаками (отсутствие хотя бы одного из них лишает экскурсию права называться экскурсией):
- Автобусные – необходим обязательный выход из автобусов для осмотра объектов.
- Музейные – знакомство с экспозициями музейных экспонатов на стендах.
- Производственные – необходима демонстрация производственного объекта и производственного цикла (например, работу станков, агрегатов, механизмов).
Обзорная экскурсия проходит в три основных этапа:
- Вступление. Состоит из двух частей, первая из них – организационная (краткое знакомство с группой, инструктаж о правилах безопасности в ходе экскурсии, поведении), вторая – информационная (сообщение о теме экскурсии, протяженности, продолжительности экскурсий).
- Основная часть. Состоит из нескольких подтем, которые должны быть максимально полно раскрыты в ходеэкскурсии. Количество подтем обычно варьируется от 5 до 12.
- Заключение. Должно быть связано с экскурсионными объектами. По времени составляет 5-7 минут, состоит из 2 частей. В завершение может даваться информация о других предстоящих экскурсиях.
Процесс подготовки обзорной экскурсии
В процессе подготовки экскурсии выделяют следующие этапы:
- Определение цели и задач экскурсии. Они представляют собой мотивацию, то, для чего экскурсантам показывают определенные объекты. Рассказ экскурсовода также должен подчиняться определенной цели. Задача экскурсии – достичь ее цель путем раскрытия тематики.
- Выбор темы. Тема должна быть четко сформулирована, зависеть от потенциального спроса, заказа, цели экскурсии.
- Отбор литературы. В ходе разработки экскурсии составляется библиография, отражающая перечень источников, к которым обратился составитель при разработке экскурсии. В экскурсию может входить основная и дополнительная литература.
- Изучение иных источников. Помимо печатных источников, возможно использование ресурсов из сети Интернет, архивов, частных учреждений, фильмов, воспоминаний очевидцев, хроник, фондов и т.п.
- Отбор и изучение объектов для экскурсии. Показ объектов – это центральная часть экскурсии. Объекты бывают одноплановыми (дом, статуя, картина) и многоплановыми (город, улица, архитектурная композиция) т.д. На основных объектах раскрываются подтемы, на дополнительных – логические переходы.
- Составление маршрута. Определяется наиболее удобный путь следования, возможные маршруты обходов и объездов, способ передвижения группы по территории.
- Контрольный тест экскурсии. Необходим для анализа полноты раскрытой темы. Текст должен быть кратким, четко сформированным, отличаться литературным языком, содержать цифры, даты, цитаты.
- Комплектование «портфеля экскурсовода». На данной стадии формируется пакет необходимых документов для экскурсии.