Единая Конвенция о международных перевозках
Единая Конвенция о международных перевозках выступает в качестве международного документа, который регламентирует сотрудничество в области железнодорожного транспорта. Она была принята ещё в 1980-м году и объединила положения Бернской конвенции, принятой ещё в конце XIX века рядом государств. В ней отражены общие правила перевозки грузов, а также пассажиров, в том числе по железным дорогам международного сообщения.
В России правовые стандарты перевозки пассажиров железнодорожным транспортом регламентируется, прежде всего, Уставом железнодорожного транспорта РФ и Федеральным законом от 2003 г. №17 «О железнодорожном транспорте в РФ»
Между государствами, которые связаны железнодорожными путями и сообщениями, заключаются так называемые двухсторонние соглашения, которые более подробно регламентируют основные правовые моменты. Другой важной организацией, регламентирующей деятельность железнодорожного транспорта, является Международная ассоциация железнодорожных конгрессов, которая была создана в 1885-м году. Её цель – проведение конгрессов для обмена опытом по проблемам развития железнодорожного транспорта, обобщение информации по данной тематике.
Действующее законодательство предусматривает не только права и обязанности перевозчика, но и регламентирует права и обязанности пассажира, понятия перевозки, груза, багажа, инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования и так далее. Оно направлено на охрану прав и свобод, правосубъектности лиц, которые вступают в правоотношения, приобретая билет на поездку железнодорожным транспортом.
Федеральный закон от 10. 01. 2003 N 17 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
Данный федеральный закон содержит понятийный аппарат, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта. В том числе, законом предусмотрены правила безопасности перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте различного вида.
Помимо данного закона, регламентирование железнодорожных перевозок осуществляется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, иным федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента РФ, актами Правительства РФ, а также иными органами. Если взаимодействие осуществляется между странами, соответствующие правила устанавливаются между народным договором.
Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта направлено на следующие аспекты:
- Баланс интересов государства, перевозчика и пользователей услуг железнодорожного транспорта.
- Эффективное и безопасное функционирование железнодорожного транспорта, соблюдение качества, а также комплексное развитие данной отрасли.
- Обеспечение непрерывности транспортных перевозок, беспрепятственный доступ пользователей к услугам железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 5 данного ФЗ некоторые виды деятельности в области железнодорожного транспорта подлежат лицензированию, вследствие чего для их осуществления должна быть получена лицензия. Например, лицензия требуется на перевозки по дальнему следованию пассажирскими поездами, в том числе в случае следования скоростными поездами. На железнодорожном транспорте также соблюдаются стандарты ГОСТа, которые установлены законодательством РФ. Они должны быть соблюдены в полном объеме.
Статья 12 этого закона предусматривает слоедующие требования к перевозчику:
- Наличие лицензии на необходимые виды деятельности.
- Владение железнодорожным подвижным составом с целью реализации перевозок.
- Наличие квалифицированных работников.
- Если перевозчик не имеет локомотива, необходимо заключить договор об оказании услуг локомотивной тяги.
- Заключаются договора и в случае использования частной инфраструктуры, получения иных дополнительных услуг.
- Перевозчик обязан соблюдать нормы действующего законодательства и подчиняться им в полном объеме.
Закон также регламентирует данные вопросы организации деятельности в области железнодорожного транспорта. Например, статья 28 указывает на использование языка общения, который применяется на железнодорожном транспорте. В частности, в ней определяется, что основным языком является русский язык, однако информирование пассажиров возможно и на любых иных языках. Для инвалидов также должны иметься специфические системы информирования.
Закон также предусматривает наличие форменной одежды у работников, которые должны в обязательном порядке ее носить, однако приобретается она за счёт работодателя.
Устав железнодорожного транспорта
Устав железнодорожного транспорта, который также утвержден Федеральным законом от 2003 г. за № 18, содержит основной понятийный аппарат в области регламентации железнодорожных перевозок. Многие нормы данного нормативного акта являются ссылочными или банкетами, отсылая к тесту иных нормативных актов, где более подробно разъясняется ряд нюансов (ГК РФ, УК РФ и т.д.).
Данный акт уже более подробно определяет ответственность перевозчика и пассажиров за совершение правонарушения, потерю багажа, регламентирует вопрос возмещения убытков и так далее. Например, о времени подачи вагонов и контейнеров перевозчик должен уведомить грузоотправителей не менее чем за 2 часа до такой подачи. При этом каждый вагон проверяется на техническую пригодность. Перевозчик обязан подавать исправные и очищенные вагоны. Они также должны быть промыты и продезинфицированы.
Пассажиры, которые пользуются услугами перевозки, а также перевозят личный багаж, пользуются всеми правами при получении услуг железнодорожного транспорта, предусмотренными законодательством о защите прав потребителя. Закон также определяет, что с пассажиром заключается договор об оказании услуг, в частности, пользования услугами железнодорожного транспорта, о чем выдается подтверждающий документ – билет. Кроме того, аналогичные документы предоставляются на перевозку багажа, специального груза и т. д.