Пропаганда в туризме
Туризм, как отрасль экономики развивается быстрыми темпами. Успешная деятельность туристских предприятий зависит, в первую очередь, от привлекательного туристского продукта, покупаемого туристом.
Задачей PR-деятельности является информирование потенциальных клиентов и покупателей туристских продуктов об их свойствах, с целью убеждения в том, что именно этот продукт необходим покупателю для удовлетворения какой-либо потребности.
Пропаганда в туризме (или паблисити, от англ. pablicity) - это использование времени и места в средствах массовой информации, которые доступны для просмотра, чтения, прослушивания как потенциальными, так и реальными клиентами предприятий туристской сферы.
Пропаганда рассматривается в качестве важнейшего компонента коммуникационной деятельности предприятия по связям с общественностью, которая носит название "паблик рилейшнс" (от англ. public relations).
Связи с общественностью можно определить как процесс, который обеспечивает позитивный имидж предприятию и предпочтение со стороны клиентов при содействии третьей стороны.
Public relations являются неотъемлемой частью повседневной жизни, особенно они актуальны при кризисах, имеющих тяжелые последствия. В практической деятельности паблик рилейшнс способны:
- управлять кризисами,
- снимать напряжение,
- облегчать ситуацию,
- восстанавливать общественные устои,
- возвращать доверие людей к деятельности предприятий.
На деятельность туристского предприятия (как и любого другого) огромное влияние оказывает общественное мнение, и public relations связаны именно со стимулированием общественного мнения о компании, с целью формирования ее благоприятного имиджа.
Работа по связям с общественностью
Работа по связям с общественностью предполагает влияние на целевые аудитории и более широкие массы населения и направлена на:
- изучение составляющегося общественного мнения,
- формирование позитивного отношения к туристской фирме,
- формирование доброжелательной позиции по отношению к деятельности туристского предприятия.
В последнее время связи с общественностью получили широкое распространение именно из-за взаимного непонимания туристских предприятий и их целевых групп, что влечет за собой материальные издержки. Это вызвано следующими обстоятельствами:
- в условиях формирования туристского рынка увеличивается свобода выбора для потенциальных потребителей;
- формируется движение по защите прав потребителей;
- усиливается участие государства в регулировании рыночных отношений и туристской деятельности;
- на местах активируются контактные аудитории, такие как объединения местных жителей или общинные организации.
Связи с общественностью в туризме делятся на два направления:
- работа стран по привлечению туристов;
- деятельность фирм по привлечению клиентов.
PR-деятельность департаментов по туризму
Все страны мира с точки зрения туризма можно разделить на три группы:
- страны, не заинтересованные в привлечении туристов;
- благополучные для туристской деятельности страны;
- неблагополучные для туризма страны, из-за снижения потока туристов в следствии сформировавшегося отрицательного имиджа.
Причины обращения государственных департаментов по туризму к рекламным акциям:
- значительное количество стран с предложениями однотипного отдыха,
- события, оказывающие негативное влияние на туристский имидж страны,
- возникновение новых направлений отдыха.
Основные методы связей с общественностью:
- деятельность средств массовой информации,
- издание информационных материалов,
- организация пиар-поездок.
Рекламная деятельность туристских предприятий
Основные направления деятельности туристских фирм в сфере паблик рилейшнс:
- работа со СМИ,
- организация и проведение семинаров,
- ознакомительные поездки для представителей туристских агентств,
- работа со специализированными туристскими информационными службами.