Управление инвестиционной деятельностью гостиничных предприятий
В условиях современной экономики инвестиционная деятельность предприятия выступает в качестве важной и неотъемлемой части его общей хозяйственной деятельности. Это связано с постоянно растущей капиталоемкостью, а также возрастанием длительности существования фирм.
Предприятия на сегодняшний день могут успешно функционировать, в полном объеме реализовывать свои функции толь в том случае, если они повышают свою конкурентоспособность и укрепляют свои позиции на рынке. Для этого многие компании ищут инвесторов, которые будут вкладывать средства в капитал компании, получая взамен определенную прибыль. В этой связи компаниям, в том числе и в сфере индустрии гостеприимства, необходимо разработать определенные инвестиционные стратегии, постоянно совершенствуя свою деятельность в данном направлении.
В соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» в качестве инвестиций рассматриваются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, а также иные ценные бумаги, технологии, оборудование, машины, кредиты, иное имущество либо имущественные права, объекты интеллектуальной собственности, которые используются с целью получения прибыли или дохода и достижения положительного социального эффекта.
В широком смысле под инвестициями можно рассматривать любые денежные или имущественные вложения с целью их дальнейшего последующего увеличение. При этом рост капитала должен быть достаточен для того, чтобы вернуть инвестору вложенные денежные средства, компенсировать его вложения в бизнес. Стоит учитывать, что инвестиционные вложения, как и любая предпринимательская деятельность, характеризуются определенной степенью риска. Например, возврат денежных средств может зависеть от уровня инфляции в определенные периоды.
Инвестиции могут классифицироваться по ряду оснований. Например, выделяют следующие виды инвестиций:
- Капиталообразующие - направлены на развитие функционирования основных фондов предприятий.
- Портфельные - средства, которые помещены в финансовые активы.
- Интеллектуальные - предполагают затраты на ноу-хау, лицензии, покупку патентов, подготовку и обучение персонала для работы, рекламные расходы и т.д.
Кроме того, в зависимости от субъекта, инвестирующего капитал, инвестиции могут быть государственными, то есть осуществляемыми за счет бюджетных и иных ассигнований, а также частными, то есть осуществляемыми за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, банков и т.д. Инвестиции также могут быть иностранными, если они поступили от субъекта, который располагается за пределами страны местонахождения организации (на территории другого государства).
Рисунок 1. Классификация гостиничных предприятий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности инвестирования в индустрию гостеприимства
Индустрия гостеприимства, как и любая другая, нуждается в определенных инвестиционных вложениях. Более того, как утверждают специалисты, от инвестиционной деятельности в гостиничном бизнесе зависит развитие туризма в регионе и даже в стране.
Однако согласно исследованиям, инвестиции в сферу гостиничного бизнеса в России в настоящее время практически не растут. Наибольшее увеличение объема финансирования данной сферы наблюдалось 2002-м году, а затем пошло на постепенное снижение. При этом отдельные регионы самостоятельно развивают туристский бизнес, делая инвестиционные вложения в развитие гостиниц. Безусловным лидером по финансированию развития данной сферы является Москва, Следом за ней располагаются Краснодарский край и Санкт-Петербург. Подобная ситуация обуславливается большим притоком туристов в данные регионы, вследствие чего возникает необходимость развития сферы гостеприимства. В то же время в некоторых регионах России гостиничный бизнес переживает настоящий бум, а потому многие предприниматели, организации вкладываются в данную сферу. Особенно это касается наиболее часто посещаемых регионов. Увеличение инвестиций в гостиничном бизнесе имеет место и за рубежом, где на сегодняшний день активно развивается сфера туризма.
Для того чтобы инвестировать в гостиничную деятельность максимальное количество инвестиционного капитала, необходимо создавать проекты, которые будут максимально привлекательными для инвесторов. В качестве примера можно привести опыт деятельности компании Mirax Group, которая инвестировала в свои гостиничные проекты не менее 500 миллионов долларов. Данная компания заявила о своих планах развивать гостиничную сеть, и не собирается ограничиваться только четырьмя проектами гостиниц в Москве и в Турции - в планах компании создать гостиничную сеть самого высокого уровня, причем не только на территории России, но и открыть свои представительства в Греции, Черногорье, Швейцарии, Украине и т.д.
Перспективы инвестирования в индустрию гостеприимства России
Гостиничный бизнес в России с каждым годом все более активно развивается, открываются новые гостиничные предприятия, причем не только в центре, но и в регионах. Необходимость инвестирования связана с трудностью строительства ряда гостиничных объектов, спецификой получения хороших участков под строительство. В качестве финансовых инструментов для развития инвестиций в гостиничном бизнесе используются разные средства, например, закрытые паевые инвестиционные фонды. Так, используя данный инструмент, были реализованы многие бизнес проекты на территории России.
В настоящее время инвесторам предлагается вкладывать инвестиции в следующие три аспекта развития гостиничного бизнеса:
- Строительство и реконструкцию гостиниц.
- Сдачу гостиничных комплексов в аренду.
- Вложение денежных средств в гостиничный бизнес, его развития.
Однако многие организации пока что не готовы к использованию такого инструмента, как инвестиции, так как не имеют соответствующих методик по привлечению инвесторов. Кроме того, инвестиции в гостиничный бизнес по сравнению с инвестициями в строительство торговой или офисной недвижимости отличаются сравнительно низкой доходностью. Вместе с тем это одна из самых надежных и стабильных сфер, который позволяет привлекать небольших инвесторов. Например, в Санкт-Петербурге имеется положительный опыт инвестирования в сферу малого гостиничного бизнеса.