Сущность и значение корпоративной культуры в турфирме
Корпоративная культура представляет собой сложную систему взаимосвязанных методов управления, которые фирмы или компании применяют в своей деятельности для привития общих ценности и правил поведения всем своим сотрудникам. В дальнейшем подобная тактика мотивирует сотрудников на более качественную работу. Изучение основ формирования корпоративной культуры, её основных правил в настоящее время является актуальным и значимым для всех туристических организаций.
Сам по себе термин «корпоративная культура» весьма специфичен и имеет множество определений. По сути, она представляет собой правила и нормы поведения внутри организации, которые были сформировано в процессе ее функционирования. Данная модель поведения должна разделяться всеми членами коллектива. Это некая система ценностей, которая поддерживается данным коллективом.
Выделяют три основных этапа формирования корпоративной культуры в любой организации, в том числе в турфирме:
- Определение миссии компании. На данном этапе определяется ценностное направление турфирмы, её внутренняя мораль, а также философия, набор базовых ценностей, которые должен соблюдать сотрудник. На сегодняшний день все крупные компании имеет свою миссию, свой девиз и ценности, определяя их в виде определенных слоганов.
- Формирование стандартов поведения сотрудников организации. На данном этапе формируется деловая этика общения среди сотрудников, общение с клиентами, а также устанавливаются нормы и правила, которые регулируют неформальные отношения между сотрудниками внутри организации. На данном этапе у сотрудников вырабатывается определённые установки относительно того, как следует себя везти.
- Формирование традиций организации, а также её символики.
Рисунок 1. Корпоративная культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Влияние корпоративной культуры на деятельность турагентства
Корпоративная культура оказывает существенное влияние на деятельность турагентства, что отражается в следующих положениях:
- У сотрудников появляются цели, которые соответствую целям и нормам организации, в которой они работают.
- Сотрудники стремятся к достижению поставленных целей, особенно если она соответствуют их личностным, внутренним убеждениям.
- Появляется чёткая стратегия развития организации.
- Внешне корпоративная культура проявляется в абсолютном единении сотрудников в процессе работы, которое формируется под влиянием корпоративной культуры, а также факторов внешней среды.
Внешняя среда влияет на организацию, её миссию, цели и ответственность. Внешний фактор заключается в том, что любая турфирма осуществляет взаимодействие с клиентами, а также партнёрами и сотрудниками по бизнесу. Именно корпоративная культура определяет, каким образом данное взаимодействие будет происходить.
Корпоративная культура в области туристической деятельности позволяет сделать обслуживание туристов более качественным, так как, придерживаясь правил корпоративной культуры, менеджеры допускают меньше ошибок в своей работе. С этой точки зрения корпоративная культура помогает не только в работе, но и сплачивает коллектив, повышает трудовую дисциплину, а также создает определённый психологический климат в организации.
Корпоративная культура в организациях может складываться достаточно длительное время, например, несколько десятков лет, на ее формирование влияют цели и задачи компании. В основном, миссия любой туристической фирмы направлена на удовлетворение потребностей клиентов и отражает в своем слогане этот аспект. Основные положения философии туристических агентств и туристических операторов следующие:
- Клиент всегда прав.
- Работа организации должна быть ориентирована на потребности клиента, в том числе основываться на его личностных представлениях и пожеланиях.
- Работник туристической организации должен быть всегда вежлив и опрятно одет.
- Доброжелательность по отношению друг к другу, клиентам, персоналу, партнерам.
Корпоративная культура основывается на цели любой организации – получение прибыли. Однако для того, чтобы получить достаточную прибыль, который сможет обеспечить деятельность организации, необходимо установить надлежащий трудовой распорядок, определить моральный климат, сплотить коллектив и создать в нем определенную культуру. Турфирма, где сотрудники длительное время работают вместе и сплачиваются, напоминает семью, в которой каждый помогает друг друга.
Методика формирования корпоративной культуры в турфирме
Для того чтобы создать специфическую корпоративную культуру, необходимо определить цели, задачи и миссию организации. В дальнейшем можно отразить ее на рекламных буклетах, наружной рекламе, иных вариантах размещения. Например, можно разместить лозунг и логотип фирмы на брэндированных канцелярских принадлежностях, а именно на календарях, блокнотах, ручках, бумагах и бланках, бейджиках менеджеров и т.д.
Многие компании стараются придерживаться единого стиля в одежде сотрудников, выбирая определенную цветовую гамму. Нередко используются яркие цвета, позволяющие выделить сотрудников турфирмы среди клиентов. В некоторых случаях используются цвета, которые потенциально привлекательны для пользователей.
Для формирования корпоративной культуры также проводятся семинары и тренинги, которые не только сплачивают коллектив, но и позволяют каждому сотруднику раскрыться по-новому, определить свой потенциал, сильные и слабые стороны, изучить других коллег. Кроме того, менеджеры постоянно обучаются работе с рекламными турпродуктами, мотивацией нижестоящих сотрудников. Как итог, такая тактика приводит к более качественному сервису продажи туристского продукта. Для поддержания корпоративной культуры руководства турфирмы также рекомендуется создать и проводить вместе своими сотрудниками корпоративные обеды, праздники, устраивать какие-либо традиции.