Методика разработки тура
Тур выступает в качестве особого туристического продукта, в той форме, в какой он имеется на рынке туризма. Потребители, приходя в туристическую организацию, не ищут отдельную услугу или товар, а выбирают их наиболее оптимальное сочетание. Данное сочетание и является туристическим продуктом.
Методика формирования туристического продукта представляет собой совокупность способов и средств, которые используются при создании тура.
Для того, чтобы туристический продукт был качественным, он должен отвечать потребностям туристов, а также соответствовать уровню предоставляемых услуг. Задачей туроператора является создание привлекательного туристического продукта. Необходимо учитывать, что туристическая деятельность непосредственно связана с процессами производства и предполагает сотрудничество со многими предприятиями.
Технология организации и проектирования туристических продуктов предполагает взаимодействие с потребителями туристического продукта, конкурентами, а также поставщиками и партнерами. Данное взаимодействие производится следующим образом:
- С потребителями. Потребители являются будущими туристами, приобретая определённый туристический продукт. Туристическая сфера в первую очередь ориентируется на мотивы потребителей, формируя идею тура именно для них. Поэтому изучение рынка спроса очень важно для формирования туристического продукта. С этой целью проводится комплекс маркетинговых исследований, которые призваны оценить существующий рынок предложений в туристической сфере.
- С конкурентами. Анализ конкурентов является важным аспектом при проектировании туристического продукта и прогнозирования результата его реализации на рынке. Анализ предложений конкурентов позволяет изменять свою туристическую продукцию, учитывать минусы, которые есть у продуктов конкурентов, исключая их у себя. При этом в продукт закладывается конкретные преимущества, которые отличают его от продукта других туристических компаний. Подобные сравнения используются в рекламных акциях.
- С поставщиками и партнёрами. Это направление сотрудничества является одним из основных. Операторы, формируя туристический продукт, изучают партнёров и поставщиков, которые могут быть использованы для сотрудничества. Это могут быть как отечественные, так и зарубежные предприятия, которые предлагают услуги в сфере туризма. Также туристические компании могут сотрудничать со страховыми компаниями, финансовыми организациями, транспортными компаниями, предприятиями питания и т.д. Сотрудничество предполагает формирование туристического продукта из предлагаемых услуг, которые можно сделать как основными, так и дополнительными.
Значительную роль в работе туристических организаций играет внешняя среда, которая представлена правительственными и другими организациями, а также общественными объединениями, с которыми туристические организации сотрудничают в ходе реализации своих продуктов. Некоторые авторы полагают, что туристические организации не могут влиять на внешнюю среду. Считается, что данная связь носит исключительно однонаправленный характер. Однако в действительности это не совсем так, ведь как существуют методики, приемы, позволяющие повлиять на благоприятное состояние внешней среды по отношению к деятельности туристических организаций и любых компаний в принципе. В конечном итоге все данные методики сводится к необходимости планирования работы туристических организаций, что позволяет снизить внешние угрозы.
Планирование и проектирование является важным этапом разработки туристического продукта. В частности, проектирование туристического продукта включает в себя следующие этапы:
- Разработка необходимой документации.
- Разработка технологии процесса обслуживания клиентов.
- Установление характеристик туристического продукта.
- Выделение методик для контроля качества.
- Анализ туристического проекта.
В ходе проектирования тура необходимо учитывать наличие технологической документации, к которой относится технологическая карта туристического маршрута, а также рекомендации по её заполнению. Кроме того, должны присутствовать информационные листы, туристические путевки и т.д. Документация должна быть своевременно заполнена и полностью соответствовать запроектированной характеристике маршрута.
Порядок проектирования туристического продукта
Туристический продукт формируется по определенным этапам. В первую очередь должна быть оформлена документация, которая конкретизирует туристический продукт. Она должна отражать не только наименование форм и методов обслуживания клиентов, но и персонал, который будет производить соответствующее обслуживание, правовое обеспечение туров. К документации прикладываются информационные листы. Например, к каждой экскурсии прикладывается план и текст ее проведения.
Все разрабатываемые маршруты должны быть хотя бы раз пройдены с той целью, чтобы была возможность их подкорректировать, определить время движения по маршруту, расстояние между объектами.
Завершающим этапом является анализ характеристики проектируемых туров, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов, а также возможности соблюдения охраны окружающей среды, собственности других людей и организаций.
После того как маршрут туристического проекта был проанализирован, своевременно должны быть устранены несоответствия и недостатки в проекте. Результатом подобного анализа является создание технологической документации определенного вида. Документация подлежит утверждению в соответствующих государственных органах, которые занимаются надзором за качеством туристической продукции. После утверждения итоговых документов туристический продукт можно продвигать с помощью рекламных акций, реализовывать потенциальному потребителю.
Рисунок 1. Проектирование тура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ